Рабби Меир бар Гедалья (Маарам из Люблина; 5318-5376 /1558-1616/ гг.) –выдающийся законоучитель, комментатор и преподаватель Талмуда.
Родился в г. Люблине. Его дед, р. Ашер, был одним из хранителей сокровенной каббалистической традиции; он возглавлял общину и ешиву г. Кракова, столицы Малой (юго-западной) Польши.
Еще в детстве Меир проявил выдающиеся способности. В возрасте восьми лет он знал наизусть несколько трактатов Талмуда – и не только глубоко в них разбирался, но и совершал важные самостоятельные открытия (Сарей амеа 2:28).
Учился в краковской ешиве р. Ицхака Коэна, ставшего впоследствии его тестем.
В 5342 /1582/ году, в возрасте всего двадцати четырех лет, р. Меир стал главой ешивы в Люблине. В 5347 /1587/ году, не достигнув еще и тридцати лет, он был избран раввином Кракова, а в 5355 /1595/ – стал раввином Лемберга (Львова), столицы Галиции. И в Кракове, и в Лемберге р. Меир возглавлял большие ешивы.
В 1613 /5373/ году он возвратился к месту своего рождения, в г. Люблин, и был там раввином и руководителем ешивы до конца своих дней.
Маарам из Люблина подготовил сотни блестящих учеников: среди них выдающиеся комментаторы Талмуда р. Йеошуа Хариф и р. Йеошуа-Эшиль из Кракова, а также знаменитые кабалисты р. Йешая Гурвиц (Шла Акадош) и р. Натан-Нете Шапиро (Мегале амуким).
Маарам из Люблина был одним самых авторитетных законоучителей своего поколения – из многих общин диаспоры обращались к нему за решением спорных вопросов. Сто сорок его ответов приведены в сборнике Шеэлот утшувот Маарам миЛюблин (Респонсы нашего наставника р. Меира из Люблина) – в этой книге отразился и его аналитический дар, и феноменальная эрудиция.
Основным произведением Маарама из Люблина стала книга Меир эйней хахамим (Дающий свет очам мудрецов), обессмертившая его имя. В ней собраны его комментарии и хидушим (аналитические заметки), относящиеся не только к самому тексту Талмуда, но и к толкованиям Раши и авторов Тосафот. Его замечания предельно кратки и выверены, подобно формулам, – они помогают различить тончайшие оттенки смысла в талмудическом тексте.
В большинстве изданий Талмуда эти комментарии печатаются в приложении под названием «Маарам» – они набраны рядом с комментариями р. Шломо Лурии (Мааршаля) и р. Шмуэля Эйдельса (Маарши).
Законоучители последующих поколений широко использовали комментарии Маарама из Люблина для определения законодательных норм.