Криат Шма аль а-мита – это молитва, которую произносят на ночь, собираясь уснуть. Талмуд объясняет, что она оберегает человека от сил нечистоты, пока он спит. Также Талмуд учит, что сон – это 1/60 доля смерти.
Криат Шма представляет собой важную заповедь – вместе с ней мы принимаем на себя бремя царства Небес и бремя заповедей.
Основная часть этой молитвы состоит из благословения hа-мапиль, в котором мы просим Всевышнего охранять нас во время сна, затем непосредственно молитва Шма и стихи о милости Всевышнего.
Особого настроя требует первая строка молитвы Шма: «Шма Исраэль hашем Элокейну hашем Эхад». Говоря эти слова, надо сосредоточиться на мысли, что 1) мы принимаем власть Всевышнего — да будет благословенно Его Имя! – нашим Властелином и Избавителем; 2) мы верим, что Он Один и нет Ему подобия; 3) Он Един на Небесах и на земле во всех сторонах света. И, кроме этого, важна наша внутренняя готовность пойти на самопожертвование ради Его Святого Имени.
В трактате Шавуот приводится история рабби Йеошуа бен Леви, добавившего к молитве перед сном псалмы «Йошев бе-сетер Эльон» («Тот, кто обитает под сенью Всевышнего») и «hашем ма рабу царай» («Г-сподь, как много у меня врагов»), которые, как и молитва Шма, способствуют защите от мазиким (нечистой силы).
Однажды рав Аарон Йегуда Лейб Штейнман — благословенна память праведника! – с сожалением сказал, что из-за дополнительных молитв, которые в сидурах (молитвенники) приведены вместе с молитвой перед сном и которые тоже полезны, могут быть определенные проблемы. «Люди вечером весьма уставшие и, когда они видят длинные молитвы, то могут отложить их, не прочитав ничего», – сказал он.
Поэтому особенно важно обратить внимание на следующие части Криат Шма аль а-мита, упомянутые в Гемаре как те, которыми нельзя пренебречь: Шма Исраэль, Барух Шем, Ве-аhавта, Йошев бе-сетер Эльон, hашем, ма рабу царай и благословение hа-мапиль.
Безусловно, очень желательно этим не ограничиваться и продолжить чтение молитвы, произнеся и следующие за этими строки, приведенные в сидуре. Важно помнить сказанное равом Элиэзером Папо в его труде Пэле йоэц:
«Каждого, кто читает молитву перед сном, бесы обходят стороной».
Среди поским есть мнение, что благословение hа-мапиль следует говорить непосредственно перед самым моментом засыпания, после Шма и всех остальных стихов. Однако, согласно Каббале, все же следует сказать его до всех молитв.
Если человеку после произнесения Шма и hа-мапиль еще потребуется кому-то что-то сказать, съесть или выпить что-либо или может возникнуть какая-то другая неотложная необходимость, это разрешено сделать. Но все же лучше, чтобы молитва перед сном была сказана как можно ближе к тому моменту, когда человек собирается уснуть.
Есть поским, которые считают, что, согласно Аризалю, читать hа-мапиль должен только тот, кто ложится спать до наступления полуночи, а после полуночи читать это благословение уже нельзя. Многие сефардские евреи поступают в соответствии с этим мнением и все же не пренебрегая hа-мапиль. Отправляясь спать после полуночи, они произносят это благословение без Имени Всевышнего и упоминания Его Царства (Каф hа-Хаим, Орах Хаим, 239:8).