«И пусть зарежет его вся община Израиля в предвечернее время» (12:6).
Жертва Песаха приносится в «предвечернее время». Для нас это означает время, соответствующее сумеркам, но в действительности постоянную «предвечернюю» жертву можно было приносить уже начиная с шести с половиной часов от рассвета (полчаса после полудня). А сразу же после нее приносили и жертву Песаха. Таким образом, нам передано важное наставление: хотя солнце еще находится в середине неба, тем не менее, первый шаг навстречу закату уже сделан, и оно начинает клониться к горизонту. После первого шага будет и второй, и третий, и вот уже близится вечер…
Это можно уподобить кораблю, плывущему посреди моря. Капитан знает, что если он будет плыть в определенном направлении, ориентируясь по компасу, то не собьется с пути и достигнет порта. Он просит матроса подержать штурвал и следить за направлением, а сам отправляется передохнуть. Вернувшись, он обнаруживает, что стрелка компаса отклонилась на долю градуса. Капитан взволнован – он требует сообщить, как долго корабль плывет в этом направлении, сколько минут прошло с того момента, когда курс изменился.
Матрос не понимает, из-за чего такая паника, за что на него обрушивается гнев капитана. Разве так уж важна доля градуса? Но капитан не может прийти в себя от возмущения: «Как ты не понимаешь?! Если маленькое отклонение будет продолжаться долгое время, оно вызовет огромное отклонение в конце пути. Мы пропустим порт, куда хотели приплыть, и окажемся в пустыне!»
Действительно, если в начале пути есть легкое отклонение, почти незаметное, то первый шаг еще очень близок к верному, второй уводит дальше, и так эта ошибка растет и увеличивается, пока человек полностью не теряет верное направление.
Давайте же будем благодарны великим мудрецам Израиля в каждом поколении, «глазам общины», которые своим острым взглядом распознавали ошибочные шаги, сразу же видели, куда они приведут, предостерегали и возвращали на путь истинный!
Всё это относится к состоянию общества в целом, но не в меньшей степени затрагивает и личную жизнь человека.
Родители – это «глаза общины» для своей семьи. Они должны стоять на страже,
руководить и направлять по верному пути. «Как стрелы в руке богатыря, так и молодые сыновья», – говорит царь Давид.
Воспитание ребенка отдано в руки родителей подобно стреле в руках воина. И
как стрела вылетает из лука, так и юноша выходит в большой мир, прокладывает в нем свой путь и поднимается к вершинам.
Но направление выстрела выбирает воин – также и воспитание, которое дают родители, определяет будущее их сыновей и дочерей.
Всё это – давно известные истины. Но какая ответственность возложена на выпускающего стрелы! Он знает, что малейшее отклонение приведет к промаху и не позволит достигнуть цели. Стрелок не может возразить: «Я целился приблизительно верно. Разве я виноват, что стрела угодила в человека вместо оленя? Общее направление было правильным, и мне этого достаточно». Никто не примет таких извинений, и его накажут по всей строгости закона.
Родители должны знать, что жизненный путь их отпрысков формируется в период детства и юности – дома, в школе и т.д. Любое маленькое отклонение может привести к непредсказуемым последствиям. Родители должны следить за атмосферой в доме, за правильным воспитанием и за правильным выбором друзей, с которыми их дети общаются.