«И подступил Авраам и сказал: Ужели погубишь и праведного с преступным?» (Берешит 18:23).
Б-г раскрыл Аврааму Свои планы уничтожения Сдома. Как только Авраам услышал эту новость, он стал молиться за спасение этого города. Трудно понять нашего праотца, ибо образ Сдома диаметрально противоположен учениям Авраама и его образу жизни?!. Авраам есть воплощение хеседа (деятельной доброты). Вся его жизнь насыщена оказанием помощи нуждающимся. Однако в Сдоме хесед считался преступлением! Человека могли казнить лишь за то, что он давал милостыню нищему.
Почему же Авраам молился во имя безжалостных жителей Сдома?
Люди часто говорят о доброте, но злятся и ненавидят тех, кто пытается оспорить их убеждения и ценности. Это потому, что их доброта исходит из любви, которой они любят себя самих. Они пытаются таким образом создать свою собственную респектабельность и самоуважение.
Доброта Авраама основывалась на его любви к окружающим. Это правда, что люди Сдома совершали преступные деяния, но Авраам любил их, а потому их гнев и вражда не влияли на выбор Авраама — молиться за них или нет.1
Когда вы проявляете доброту по причине любви, доброта не исчезнет даже в сложных и трудных для вас обстоятельствах, например, человек продолжает заботиться о детях даже тогда, когда дети приносят ему большие неприятности и огорчения. Его любовь к ребёнку довлеет над личной антипатией и теми негативными эмоциями, которые его, возможно, переполняют в данный момент.
В Талмуде2говорится о том, что по соседству с рабби Меиром жили бандиты, которые нередко наведывались туда, где он жил. Их появление в селении настолько обостряло чувства рабби Меира, что он молился о смерти злодеев. Но жена рабби Меира Брурия сказала ему: «Вместо того, чтобы молиться о их смерти, молись о том, чтобы они пришли к тшуве и совершили покаяние!».
Рабби Меир стал молиться от их имени и, случилось так, что злодеи раскаялись и обратились к Б-гу.
Примечания:
- Рабби Моше Файнштейн
- Брахот 10а