«Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех вратах твоих, и будут они судить народ судом справедливым» (Шофтим, 17:18).
В книге Аават хаим приведена чудесная история о справедливом суде рава Исраэля, рассказ, в котором заключен поучительный урок. Это история об одном богаче, щедром и богобоязненном, который растил сироту в своем доме. Кормил и поил его, одевал и обувал его, женил его, купил ему квартиру, наполнил ее разными вещами, и даже купил ему коляску, чтобы зарабатывал на ней для своей семьи. И если иногда ему нужно было ехать куда-то, он приглашал сироту и хорошо платил за это.
Однажды позвал богач сироту и сказал: «Смотри, я должен ехать по торговым делам в новые места и далекие страны. Хочешь ли ты поехать со мной?» И он назвал приличную сумму. Сирота охотно согласился.
Они ездили из города в город, из области в область, из страны в страну. Приехали они в одну далекую страну и заночевали в гостинице. Ночью пришло злое начало и соблазнило сироту. Прошептало ему на ухо: «До каких пор ты будешь извозчиком, когда станешь хозяином?»
Что сделал он? Встал он со своей кровати и надел одежду своего хозяина. Свои вещи он положил около кровати хозяина, а на рассвете стал кричать: «Вставай, лентяй, до каких пор ты будешь лежать, до каких пор будешь есть хлеб милосердия?!»
Закатил богач глаза, думая, что он еще видит сон. Его помощник-сирота стоит над ним, одетый в его одежду и ругает его. Помощник приказал: «Вставай, лентяй, и одевайся!» Ответил ему хозяин: «Отдай мою одежду, и я оденусь!» Рассмеялся сирота: «Разве я слуга? Вот твоя одежда, вставай, одевайся и быстро приготовь повозку для поездки, нам еще далеко ехать». Видя, что хозяин медлит, пригрозил избить его. Встал хозяин и надел одежду сироты. Взял кнут и сел на место извозчика, натянул вожжи, а воспитанный им сирота развалился в коляске и не переставал отдавать приказы.
Плакал богач, что в один момент потерял всё. Так они ехали день, и два, неделю и две недели, и хозяин служит извозчиком. Сказал он себе: ведь я растил этого парня с детства, дал ему всё. Такова его благодарность?
Приехали они в один город, и “хозяин” в сопровождении слуги пришел в дорогую гостиницу и попросил для себя просторную комнату. Его “слуга” может спать во дворе, около конюшни… Пошел богач, согнувшись, в свой угол, а через час, когда сирота ушел в свою комнату, вышел на улицу. Встретил он старика благородного видом, излил ему свое сердце и попросил совета. Сказал тот ему: «Не бойся, есть у нас большой рав, разумный и мудрый. Я пойду к нему, и спрошу, что делать». «Иди, — сказал богач, — да благословит тебя Всевышний».
Утром постучались посланцы еврейского суда в дверь гостиницы: рав приказал привести к нему гостей, приехавших сюда ночью для суда Торы! Испугался ряженый “богач”. Суд Торы? Какое ему дело до рава? Но не отказываются от приглашения рава. Пошел он со своим “слугой” в суд. Посадили их в прихожей и велели подождать. Долгое время пришлось им ждать. Внезапно открылась дверь, и рав позвал: “Извозчик”! Сразу же встал сирота, но понял, что ошибся, и вернулся на свое место. Однако он опоздал на мгновение… Рав посмотрел на него пристально и сказал: «Да, тебя я имел в виду!» Сказал сирота: «»Но я… не извозчик, он извозчик!» «Зайди в комнату», — велел рав. Когда тот вошел, начал рав хлестать его розгой. Потом позвал рав богача, чтобы переоделся в свою одежду и забрал свое имущество.
Этот рассказ заканчивается так: «Отсюда мы видим силу настоящих праведников, как они творили справедливый и правдивый суд».
Святой, благословен Он, послал в наш мир душу, частицу Б -га, благородную и возвышенную, чтобы приобрести Тору, заповеди и добрые дела. Но душа, будучи сама духовной, нуждается в “слуге”, теле, и она должна обеспечивать все его нужды. Еда, питье, одежда, жилье – всё. Но ужасно, когда “слуга” превращается в господина и подчиняет себе всё. Когда всё великолепие и все ресурсы направляются на нужды тела, а душа питается крошками. Давайте вернем душе ее главенство.