Как сделать так, чтобы негативные эмоции вели к самосовершенствованию, а никак не наоборот?
Многие из нас стараются по возможности избегать негативных эмоций. Мы не хотим грустить, нервничать, сожалеть или расстраиваться, поэтому игнорируем или подавляем такие свои чувства, а иногда и вовсе пытаемся от них убежать.
Тем не менее, несмотря на определение, негативные эмоции нередко действуют нам во благо. Они предоставляют важную обратную связь, которая говорит нам о том, как мы относимся к себе, другим и тому, что нас окружает. При правильном понимании и подходе отрицательные эмоции могут помочь нашему прогрессу.
Вне всяких сомнений, нездоровые — надуманные, чрезмерные негативные эмоции могут значительно отдалить нас от поставленных целей. Депрессия, тревога и гнев вызывают чрезмерный стресс и препятствуют продуктивности и личностному росту. Именно поэтому проводить границу между здоровыми и нездоровыми негативными эмоциями необходимо, хотя довольно часто это бывает сложно.
Уже через неделю мы будем читать главу Торы Берешит, где рассказывается о первом конфликте между людьми. Эта ситуация поможет нам понять природу воздействия на человека негативных эмоций.
После того, как Бог не благоволил к приношению Каина, Тора говорит нам, что «очень досадно стало Каину и поникло лицо его».1 Понятно, что здесь описаны два различных психологических фактора, однако надо прояснить, что каждый из них означает.
Сфорно интерпретирует «досаду» как зависть из-за того, что жертвоприношение брата Каина, Эвеля, было принято, а «поникшее лицо» — как чувство стыда за то, что его жертву отвергли.
Другие комментаторы предполагают, что первая часть фразы относится к гневу, а вторая — к депрессии.
Раввин Йерухам Левовиц2 в своем комментарии обходит стороной вопрос о том, какие именно эмоции испытал Каин, вместо этого сосредотачиваясь на разнице в функциональности этих двух чувств.
После неудачи абсолютно естественно и полезно испытывать негативные эмоции, будь то печаль, разочарование или сожаление. С функциональной точки зрения, та отрицательная эмоция, которая представлена в стихе как досада Каина, может побудить улучшить свои пути в будущем.
Тем не менее, эмоциональные переживания Каина на этом не заканчиваются. Они трансформируются в категорически нездоровую эмоцию — «поникло лицо его». Это, как утверждает рав Левовиц, путь йецер а-ра, злого начала.
Оно не просто хочет сбить нас с ног, но жаждет, чтобы мы оставались внизу. Вместо различных других негативных эмоций, ведущих к улучшению, эта приводит исключительно к унынию и отчаянию.
И правда, когда Всевышний впоследствии обращается к Каину, Он сообщает ему, что, если тот решит улучшить свои пути, то будет прощен, но если не сделает этого, «то у двери грех лежит, и к тебе влечение его; ты же должен властвовать над ним».3
Именно здесь, как считает Рамбан, Каин знакомится с концепцией раскаяния. Грех сравнивается Богом с диким животным, ожидающим добычу в засаде.
Эмоции Каина привели к тому, что его сердце открылось для нехороших, разрушительных чувств и, в конечном счете, даже к убийству собственного родного брата.
Сфорно добавляет: Всевышний говорит Каину, что бессмысленно размышлять о прошлом. Смысл в том, чтобы исправить свое поведение в будущем.
Еще раз повторим: наша эмоциональная реакция на грех должна быть функциональной. Это должно уводить нас от будущего греха в сторону лучшего и более эффективного поведения. Если мы эмоционально нездорово реагируем на грех, то это просто приведет к еще большему греху.
Одна из важнейших стратегий сохранения здоровой эмоциональной реакции на грех — это не позволять своему злому началу через совершенный нами проступок разъедать наше самоощущение. Как говорится об этом в Мидраше: «Достоин похвалы тот, кто выше своих грехов, а не тот, чьи грехи выше него».4
Мы должны держать свою сущность выше грехов и ни в коем случае не допускать, чтобы это они определяли, кто мы есть. Как говорит рабби Шимон: «Не считай сам себя неисправимым грешником».5 Как только мы идентифицируем себя как нечестивых, злых или грешных, мы рискуем вызвать нездоровые эмоции в ответ на грех.
Если мы действительно хотим извлечь уроки из истории Каина, нам нужно научиться реагировать на неудачи и грехи функционально. Можно сделать это, осознав и признав совершенные проступки, а значит, ощутив соответствующее количество здоровых отрицательных эмоций по поводу произошедшего. И, что наиболее важно, необходимо сосредоточить всю свою энергию на самосовершенствовании в будущем.
Сноски
- Берешит, 4:5.
- Даат Тора, стр. 26-27.
- Берешит, 4:7.
- Берешит Раба, 22:11.
- Пиркей Авот, 2:13.