Определение
По Торе, у еврея есть две возможности посредством речи обязать себя что-либо делать или запретить себе что-либо: недер (обет) и швуа (клятва). Отличие между недер и швуа заключается в том, что недер относится к какому-то определенному предмету и сам предмет становится запрещенным (человек дает обет, что тот или иной предмет либо какое-нибудь удовольствие от него будут ему запрещены), в то время как швуа относится к определенному действию (человек клянется, что сделает какое-нибудь действие либо воздержится от него).
Дополнительные виды недарим (обетов)
Кроме обычных обетов, описанных выше, есть и дополнительный вид обета. Этот вид мудрецы называют нидрей мицвот – обеты заповедей. В Шульхан Арухе (Йоре Деа, 203:6) приводится следующий закон: если еврей сказал, что на следующее утро он будет учить Тору, это считается обетом, и необходимо его выполнить. Этот закон действителен также и по отношению к исполнению различных других заповедей. Например, если человек говорит, что поможет кому-либо, это считается обетом. Поэтому каждый раз, когда человек намеревается сказать, что он выполнит ту или иную заповедь, либо сделает то или иное хорошее дело, следует предварительно произнести бли недер (без обета). Тем самым он сообщает, что не намеревается своим изречением дать обет.
В трактате Рош а-Шана (6а) сказано, что цдака также является одним из видов обета. Если еврей пообещал дать кому-то цдаку или сказал об определенных деньгах, что они предназначены для цдаки, это высказывание считается обетом. Поэтому, утверждает Талмуд, если еврей обещал дать цдаку либо сказал о какой-то монете или купюре: «она будет для цдаки», он обязан сразу же отдать ее на цдаку, чтобы не нарушить повеление Торы (Дварим, 23:22): «Когда дашь обет Г-споду, Б-гу твоему, не замедли исполнить его». Шульхан Арух (Йоре Деа, 257:4) пишет следующее: «Следует опасаться обетов, и по этой причине, когда человек обещает дать цдаку, следует сказать бли недер».
Если еврей делает какое-либо хорошее дело (анага това) три раза подряд (к примеру, постится три года один за другим в дни между Рош а-Шана и Йом Кипуром), или делает его даже один раз, намереваясь продолжить поступать так и в дальнейшем, это также считается обетом, и действие этого обета возможно прекратить только посредством атарат недарим – аннулированием обета (см. Шульхан Арух, Йоре Деа, 214).
Аннулирование клятв и обетов
Если человек поклялся или дал обет, а после этого он раскаивается об этом, он может аннулировать их посредством процедуры атарат недарим (аннулирование обетов). Отцу девушки, которая дала обет, и мужу представляется дополнительная возможность аннулировать обеты – путем афарат недарим (расторжение обетов). Подробно об этих возможностях аннулировать клятвы и обеты читайте отдельную статью.