Царь Соломон, мудрейший из всех людей, сказал:
«Не увещевай глупца, чтобы не возненавидел тебя. Увещевай мудрого, и он будет тебя любить»
(Мишлей 9:8)
И сказано:
«Лучше открытое обличение, чем скрытая любовь»
(Мишлей 27:5)
И говорится (Тамид 28а): «Сказал Раби: «Какой путь правильно выбрать человеку? Пусть любит наставления, ведь пока в мире есть наставления, в него приходит (с Небес) удовлетворение, как сказано: А к наставляющим будет благоволение, и будет на них доброе благословение (Мишлей 24:25)»». (Маарша писал, что, учитывая наставления, люди исправляются, и в мир приходит удовлетворение.)[1]
Это похоже на человека, который купил зеркало и повесил на подходящее место у себя дома. Он смотрится в него и проверяет, быть может, что-то в его внешнем виде или одежде не в порядке в том месте, где он самостоятельно, без помощи зеркала не может увидеть. И если он действительно обнаруживает, что что-то не в порядке, то, чтобы не стать предметом насмешек людей, поправляет это прежде, чем выйти на улицу.
Наставления подобны зеркалу, ведь сказано, что обычно человек не видит в себе изъянов (Шабат 119а), и только другой может заметить в нем недостаток и указать на него с укоризной, чтобы человек исправил свое поведение. И за этот укор надо быть благодарным, ведь об этом и сказали мудрецы: «купи себе друга» – чтобы помог тебе духовно совершенствоваться. Тогда человек будет приятен и Богу, и людям.
И так сказали наши благословенной памяти мудрецы, в «Авот дераби Натан» (глава 29):
«Люби того, кто тебя наставляет, ведь он приводит тебя к жизни в будущем мире. И ненавидь того, кто тебя расхваливает».
В книге «Кикар ле-Адан»[2] сказано, что не имеется в виду буквально ненавидеть того человека, имеется в виду, что следует предупредить его, чтобы он прекратил похвалы, пока он здесь, и пригрозить, что в противном случае ты от него отдалишься.
[1] И см. в книге «Петах Эйнаим», Авот, начало главы 2.
[2] Лист 252, стр. 1.