Вопрос
Почему Всевышний создавал мир на протяжении шести дней, каждый раз по немножко, а не создал его сразу в первый же день, повелев: «Да будет мир со всем, что есть в нем»? Ведь силы Творца не ограничены!
Ответ
Рамхаль в книге Даат Твунот пишет: «Святой, благословен Он, в своей безграничной мощи мог создать мир так, что мы не могли бы различать в делах Его ни раннего, ни позднего; ни причин, ни следствий… Однако Всевышний желал, чтобы человек мог понять нечто в Его путях и деяниях. Более того — чтобы он старался понять как можно больше и стремился к этому всеми силами. Поэтому Творец избрал образ действия, соответствующий путям человеческим, т.е. в постижимом и понятном порядке».
Как доказательство этому Рамхаль приводит описанное в Торе сотворение мира. Тора сообщает нам, что Господь создал мир последовательными действиями, разграниченными во времени (за 6 дней) и разделенными на «речения», а не одним «речением», как Он мог бы это сделать.
Из этих слов мы учим ответ на Ваш вопрос: Господь создал мир на протяжении шести дней десятью речениями, чтобы дать возможность человеку проводить анализ Его действий и тем самым понять (в определенной степени) сущность различных созданий и их соотношение между собой, а также дать человеку возможность понять (на определенном уровне) предназначение всего творения в целом и каждой его детали в частности.
И тут к месту привести утверждение Виленского Гаона о том, что в рассказе о сотворении мира находится намек на всё, что находится в мире, и на всю его дальнейшую историю.