Несколько лет назад мой знакомый раввин давал лекции о Десяти Заповедях в светской аудитории. Он не стремился аргументировать, приводя веские доводы, но настойчиво придерживался идеи, что лучшее возмездие за прелюбодеяние — это смерть. Раввин утверждал, что, если бы за прелюбодеяние судили, как за убийство, мир был бы лучше в сто крат.
Аудиторию охватила паника, никто не хотел соглашаться с таким резким заявлением, говоря, что позиция Торы слишком сурова. Но среди всех оказался один молодой человек, который в течение всей дискуссии казался безучастным и не проронил ни слова. Парень очень пострадал в юношеские годы из-за похождений своего отца, и, когда подошла его очередь высказаться, он заявил: «Я не вижу ничего предосудительного в словах Торы». Его слова заставили замолчать весь зал.
В недельной главе Итро рассказывается о даровании Десяти Заповедей на горе Синай. Почему Бог особенно выделил именно эти десять? Размышляя о них, многие комментаторы замечают: они направлены исключительно на отношения — между Б-гом и человеком, человеком и человеком, детьми и родителями. Красной нитью через все отношения проходит тема верности и преданности. Без них любая взаимосвязь обречена на провал.
Приведу несколько примеров из классических комментаторов, запрещающих прелюбодеяние.
Нахманид (Испания, XIII век) говорит, что в отношениях есть «лестница любви». Сначала человек должен полюбить себя — и только тогда он сможет пропитаться любовью к супругу/супруге. Если он создаст крепкие супружеские отношения, это дает ему возможность усовершенствовать взаимосвязь с Богом.
И наоборот, человек, который неверен своему супругу, скорее всего не сможет установить крепкую связь и с Творцом.
Мидраш (Мехильта) говорит, что запрет прелюбодеяния — ключевая мысль двух скрижалей Декалога. Седьмая заповедь «Не прелюбодействуй» соотносится со второй «Да не будет у тебя других богов». Такая согласованность неслучайна, подсказывает Мидраш. Здесь кроется намёк, что тот, кто неверен своему супругу, в конечном счёте будет неверен и Богу.
***
В другом мидраше сказано, что слово, означающее прелюбодеяние — тинаф — состоит из двух слов: «тен» и «аф», что переводится как «вызывающий гнев». Мидраш поясняет, что прелюбодеяние гнусно в глазах Всевышнего и навлекает на человека Его праведный гнев. Святость и прочность семейных уз в еврейском народе — древняя традиция. Неверный супруг всё это нарушает.
Рабби Авраам ибн Эзра (XII век) говорит, что совершённое прелюбодеяние разрушает заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Это тягчайшее прегрешение против ближнего, и тот, кто его совершает, не желает, чтобы с ним обращались так же.
Маймонид утверждает, что прелюбодеяние обладает силой влиять на будущее. Он говорит, что истинная цель творения — установить шалом баит, единство между мужем и женой. Блудник разрушает это единство, тем самым подрывая основу и цель Творения.