Самый трудный период в жизни Йосефа
У Йосефа больше нет слез, он хочет жить и поэтому из последних сил продолжает звать на помощь. Ему 17 лет, он в яме со змеями, скорпионами, и бросили его сюда родные братья: 10 человек, нет, 9 — Реувен, похоже, был против расправы и растеряно стоял в стороне. Они сорвали рубашку, которую подарил отец, и бросили его сюда умирать. И это только самое начало адски тяжелого периода его жизни.
Йосеф не зря кричит: скоро его услышат и вытащат торговцы, идущие с караваном. Вытащат не как человека, которому хотят помочь, а как товар; затем разные люди будут несколько раз перепродавать его как раба. Потом целый год, 12 месяцев, его будет преследовать хищный, опасный взгляд жены хозяина. Однажды она схватит его за одежду, требуя: «Ложись со мною!» — он вырвется, одежда останется у неё в руках, он убежит, но только от неё, а не от своих мучительных испытаний: все равно это обернётся для него заключением в безнадёжном темном сыром каземате, где 12 лет Йосеф не увидит дневного света. И это ему ещё очень повезёт, ведь оттуда мало кто выходит, а если выходит, то на казнь!..
Караван со специями
Тем временем братья оставались рядом. «И когда сели они есть хлеб, то взглянули и увидели: вот караван ишмаэльтян приходит из Гильада, и верблюды их несут пряности, бальзам и ладан; идут они, чтобы свезти в Египет» (Берешит, 37:25).
И Раши говорит: на самом деле в этом пасуке речь идёт о награде, которой удостаивается праведник. Часто караваны возили в Египет керосин, но, Йосефa продали хозяевам каравана, шедшего с благовониями, а не с каким-то дурно пахшим грузом. Видно, что Всевышний любит праведника, и в такой ситуации позаботился, чтобы защитить его от какого-то дискомфорта.
При прочтении комментария Раши возникает логичный вопрос: допустим, Тора хотела показать награду праведников, но разве не убедительней было бы сразу обезопасить Йосефа? Если Бог с любовью смотрит за праведным, почему бы Ему просто не освободить Йосефа от всех предназначенных ему страданий?
Удобная подушка в скорой
Объяснение Раши можно сравнить с ситуацией, когда человек попадает в страшную аварию и у него переломаны почти все кости. Команда скорой помощи кладет его на носилки, заносит в автомобиль и мчит в больницу. В этот момент друг пострадавшего, сидящий рядом, говорит: «Смотри, как Всевышний заботится о тебе, ведь под головой у тебя такая удобная подушка!..».
Естественно, возникает вопрос: если Всевышний переживает за праведника, почему не устроит так, чтобы пьяный водитель, виновник этой аварии, врезался, к примеру, в фонарный столб? Просто спасите человека от беды – не надо подкладывать под разбитую голову и сломанную шею удобную подушку!
Похоже, что один из ответов на этот вопрос заключается в том, что некоторые жизненные ситуации просто неизбежны, не потому что Бог не в силах их предотвратить, как раз наоборот! – Он специально создал их именно для этого человека или порой для целого поколения.
Иногда жизненные ситуации неизбежны
Йосефа продали в рабство и привезли в Египет. Именно такое развитие событий было необходимым условием для его будущего, будущего его семьи и всего еврейского народа. Для становления его личности, его духовной зрелости и блага всех евреев эта ситуация должна была произойти — как часть Высшего Плана, где ничто не случайно.
Но даже в таком важном неизбежном испытании Всевышний не скрывает Свою любовь к Йосефу, и она проявляется в маленьких деталях:
Йосефу суждено стать рабом, но зачем ему страдать от неприятного запаха – и Бог посылает ему караван с благовониями.
Все наши страдания точно взвешены и выверены
Из этой истории мы можем извлечь очень важный урок.
В жизни нередко предстоят неприятные ситуации, невзгоды и даже несчастья. Они не просто часть жизни – они её соль и необходимое условие духовного роста, чтобы мы смогли лучше узнать и раскрыть себя — свой потенциал, и выполнить своё назначение на этой планете. В этом смысле они неизбежны не потому, что Всевышнему все равно, больно нам или нет, а потому, что мы сами в них нуждаемся. Они даются для нашего блага — да! — и, хотя у них настолько важная позитивная роль, с ними приходят страдания. Количество страданий, отпущенных нам в этом мире, тщательно взвешено, выверено и выдается точно отмеренными порциями.
Боль отвешивают нам точь-в-точь, ни больше, ни меньше, чем нужно для максимальной пользы и в высшем смысле это предельно гуманно.
В принципе, не так уж трудно бывает понять, что боль предопределена и точно просчитана, но не просто разглядеть, что она для нашего же блага и Бог посылает это из любви.
Когда я вдруг обнаруживаю внутри своих страданий какой-то знак Его доброты — свою «удобную подушку в машине скорой помощи», это может принципиально изменить взгляд на всю ситуацию. Такое маленькое свидетельство доброты сигналит мне о главном: Всевышний рядом и заботится обо мне, а значит, весь клубок проблем уж точно для моего блага. Возможно, мне так и не удаётся разглядеть, что в этом клубке хорошего, зато я точно знаю: всё устроил именно Он и Он старается меня подбодрить. Всевышний скрыт от нас, чтобы мы сами сумели выстоять в испытании, и все же Он посылает знаки своей великой к нам любви.