Сказано в Талмуде (Шабат 32 а):
«Пусть никогда человек не будет подвергать себя опасности, думая, что произойдет чудо, и он спасется. Ибо, возможно, Всевышний не сделает для него чуда, а если сделает, это чудо уменьшит его заслуги».
То, что чудеса уменьшают заслуги человека, Талмуд выводит из слов Яакова, обращенных к Всевышнему (Берешит, 32, 16):
«Я был не достоин всех милостей…, которые Ты проявил по отношению к рабу Твоему».
Слова «я был не достоин» — в буквальном переводе «я был меньше» — можно также прочитать: «я стал меньше».
Т.е. те чудеса (милости), которые Всевышний проявил по отношению к Яакову, уменьшили его заслуги.
Саму обязанность остерегаться опасностей учат из стиха в главе Ваэтханан (Дварим, 4, 9):
«только оберегайся и весьма храни свою душу».
Талмуд (Хулин, 10 а) говорит, что оберегаться опасностей следует даже в большей степени, нежели остерегаться нарушить, не дай Б-г, какой-либо запрет Торы.
При Мегадим пишет, что этот принцип Талмуд выводит из слов стиха: «только оберегайся», т.е. оберегайся, чтобы ни в коем случае не подвергнуться опасности.
Пишет Рамбам (Законы об убийстве и защите жизни, 11:4): «Любое препятствие, в котором есть опасность для жизни, повелевающая заповедь устранить, остерегаться его и быть очень осторожным в этом, как сказано: «Береги себя, и оберегай душу свою». Если же не устранил, и оставил препятствия, опасные для жизни, то пренебрег повелевающей заповедью и нарушил запрет Торы «не наводи кровь» (Дварим 22:8)».