В этой статье рассматриваются правила «брахот» — благословений, которые мы должны произносить перед тем, как утолить голод, насладиться чем-либо, исполнить заповеди или при определенных важ-ных событиях жизни.
Произнося благословение искренне, человек проникается мыслью о великой милости Творца и о том благе, которое Он дарует. Благословение выражает наше чувство благодарности Богу, а также наше понимание того, что весь мир и все в нем — это подарок свыше.
Общие законы благословений. Виды благословения
Существуют три основных вида благословений:
«ברכות הנהנין» — «бирхот анеенин «— благословения перед пищей, питьем и перед обонянием приятного запаха.
״ברכות המצות״ — «бирхот амицвот» — благословения перед исполнением заповедей, например, перед тем, как навязать тфилин или зажечь субботние свечи.
«ברכות השבח» — «бирхот aшeвax» — восхваления. Сюда включаются следующие благословения: «שהחיינו» («шеэхеяну»); «הגומל» («агомель») и многие другие, самые распространенные из которых описаны ниже в главе -й.
В благословениях всегда упоминается Имя Бога и Его власть над всем миром: «Благословен Ты, Бог, Царь мира». Так как мудрецы говорят: «Не упомянули Его Имя и Его царство — не сказали благословение».
Затем в благословении следует часть, которая выражает его основную тему, например: «… освятивший нас своими заповедями и повелевший нам омывание рук» или: ״…извлекающий хлеб из земли» — ״המוציא לחם מן הארץ״, и т.д.
Приведено в древней книге «Сефер Хасидим», написанной рабби Еуда Ахасид: «Произнося благословение на фрукты, на омовение рук или на часто исполняемые заповеди, человек должен проникнуться сознанием, что благословляет Творца, давшего ему эти фрукты и этот хлеб, чтобы не было благословение для него делом привычки без разума и сердца. Ведь на это гневался Бог, и сказал нам через пророка: «Потому что подступил народ этот почтить Меня устами своими, сердце же его удалилось от Меня, и стало их благословение передо Мной простой привычкой» (Йешаяу,29:3).
Начиная благословение, в особенности произнося Имя Бога в нем, нужно знать, что именно человек благословляет. Нельзя также заниматься посторонними делами. Для того, чтобы благословение не выглядела случайной и не важной для благословляющего, желательно произносить ее громко, так как звук собственного голоса побуждает сосредоточиться. Во рту не должно быть пищи и т.п., как сказано в Теилим, «Наполнится мой рот хвалой Тебе».
Запрет напрасного употребления Имени Бога и напрасно сказанного благословения
Нельзя произносить Имя Бога без надобности — ״לבטלה״ — «леватала «.
Точно так же запрещено произносить ״ברכה לבטלה״ — благословение, в котором нет никакой надобности, и ברכה שאינה צריכה — благословение, которого можно было бы избежать.
Пример напрасного благословения: человек благословляет во время трапезы те виды пищи, которые не требуют никакой благословения, так как благословение на хлеб перед едой (״המוציא״) относится к ним.
Пример благословения, которой можно было бы избежать: человек произносит благословение и пробует непосредственно перед трапезой от тех видов пищи, которые собирается съесть после благословения на хлеб. Он мог бы дождаться трапезы, благословить только на хлеб и тогда не произносить добавочных благословения.
Произнесший напрасную благословение должен немедленно сказать: «Благословенно имя царства Его».
В «Теилим» есть фраза: «Благословен Ты, Господь, обучающий меня законам Своим». Тот, кто произнес начальные слова благословения «Благословен Ты, Господь» и вспомнил, что нет надобности в ней, заканчивает словами: «Обучающий меня законам Своим». Таким образом, прочитав полную фразу из «Псалмов», он не произнес Имя Бога напрасно.
Если человек не уверен, произнес ли он уже благословение или нет, то он ее не повторяет.
Благословение после трапезы — Биркат Амазон — в это правило не входит. Тот, кто ел с хлебом и чувствует себя сытым, должен прочесть благословение после трапезы и в случае, если не уверен, произнес ли уже его или нет.