Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

О еврейской тяге к религии

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Коммунизм как религия

Серп и молот

Моше опаздывает на сутки, и народ Израиля выбирает себе нового лидера: «Вот Б-г твой, Израиль, который поднял тебя из земли Египетской» (Шмот 32:4). Народ Израиля не может оставаться без божества даже на одну минуту. Народ Израиля — это народ, жаждущий исправления мира (тикун олам) и постоянно находящийся в поисках программы и лидера, способных привести их к желанной цели.

Оказавшись отчуждёнными от религии своих предков, евреи всегда пытались найти мессианские религии и псевдорелигии. Многие евреи, принявшие участие в установлении коммунистического режима в России, делали это в надежде, что коммунизм сможет избавить их и весь мир от расизма и антисемитизма. Евреи эти, движимые отчаянной надеждой на коммунистическую утопию, посвятили всю свою жизнь новой религии, но, в конце концов, были убиты во время сталинских репрессий в конце тридцатых.

Ни для кого не секрет, что синагоги закрывали именно сотрудники евсекций — еврейских отделений партии большевиков. Они несут ответственность также и за высылку раввинов в Сибирь, закрытие микв и еврейских школ. Они сделали всё возможное, чтобы евреи забыли своего Творца и «Скалу, из который были высечены» (см. Йешаяу 51:1).

Рав Шмарьяу-Йеуда-Лейб Медалье, занимавший пост главного раввина Москвы в сталинское время, мужественно воевал за то, чтобы тлеющий уголёк еврейства не погас в городе, еврейское население которого насчитывало в то время около полумиллиона человек. В 1936 (5697) году Йом-Кипур выпал на субботу, и коммунисты, не желавшие дать евреям возможность попасть в синагогу в этот день, объявили субботник в надежде вынудить евреев выйти на работу. Синагога тем не менее была полна от края до края, и рав Медалье в своей речи перед молитвой Неила сказал следующее:

В одном местечке, состоявшем всего лишь из одной улицы, пришли однажды два еврея к раввину и принесли с собой петуха. Каждый из них, живший по разные стороны улицы, утверждал, что петух принадлежит ему, и оба они хотели, чтобы раввин рассудил между ними. Раввин подумал минуту и сказал, что нужно поставить петуха посреди улицы и посмотреть, куда он пойдёт. Если он пойдёт к одной стороне улицы, это докажет, что он принадлежит одному, а если к другой — другому.

Такую притчу рассказал раввин перед тысячами евреев, до краёв заполнивших большую синагогу Москвы.

На следующий же день раввин был арестован агентами НКВД, и по прошествии некоторого времени стало известно, что его расстреляли. Место его захоронения до сих пор остаётся неизвестным.

Просвещение и эмансипация в Европе как религия

Однако не только российские евреи по ошибке стали следовать за «тельцом», сделанным вовсе не из золота и даже не из серебра. Евреи западной Европы тоже однажды думали по простоте своей, что эмансипация приведёт к избавлению. Что универсализм приведёт машиаха, и что спасение евреев возможно только посредством такого общечеловеческого мессии.

На протяжении долгих лет они думали, что если синагоги станут подобны христианским церквям, а раввины — протестантским священникам, то окружающие нас народы полюбят нас, и мы больше не будем так страдать от антисемитизма. Они думали, что если мы заменим Иерусалим на Берлин, а надежду вернуться в Сион — надеждой стать частью европейской интеллигенции, мы больше не будем страдать от антисемитизма.

Реальность, однако, грубо развеела их иллюзии. В местах, где евреи с особым рвением пытались ассимилироваться и внешне уподобиться своему окружению, антисемитизм бушевал гораздо сильнее, чем где бы то ни было. Один из величайших раввинов своего поколения, рав Меир-Симха акоэн из Двинска (Даугавпилса), известный по имени своей книги под именем «Ор Самеах», писал в двадцатых годах прошлого века, что Берлин станет источником зла именно для тех, кто считает его своим Иерусалимом («Мешех Хохма» Ваикра 26:44 (стр. 244-245).

индийский гуру
Индийский гуру

Современные попытки замены религии

И сегодня множество еврейской молодёжи, в том числе и из Израиля, занимается поиском духовности у разнообразных гуру в Индии, поскольку в детстве они не получили никакого религиозного воспитания. По оценке исследователей большинство евреев, присоединяющихся к сектам, подобным «Евреи за Исуса» — это евреи, лишённые даже самых базовых познаний об иудаизме. Несмотря на то, что родители таких людей нередко принадлежали к различным еврейским общинам во всём мире, отсутствие элементарного еврейского образования привело их к вратам других религий. Причина этого — в неутолимой жажде к духовности и религии, присущей нашей молодёжи. Если мы не дадим ответ их религиозным исканиям внутри еврейского народа, они будут искать удовлетворение своим духовным нуждам извне.

Насколько смешно и грустно звучит история, рассказанная мне моей супругой. Когда она готовила ребёнка одного из российских олигархов к бар-мицве, она спросила мальчика, кто принёс евреям скрижали Завета с горы Синай? Ребёнок, глубоко задумавшись на несколько секунд, простодушно ответил, что это, конечно же, был Иисус из Назарета.

Поклонение золоту

Золотой телец. И само золото тоже превратилось в божество. На протяжении поколений многие евреи предпочли золотые божества Б-гу Израиля. Ради золота эти евреи иногда были готовы поступиться даже самым дорогим — иудаизмом и еврейской традицией, берущей своё начало четыре тысячи лет назад.

В царской России лица еврейского вероисповедания были лишены возможности обучаться в университетах. Не все евреи смогли выстоять в этом испытании, и было немало таких, которые изменили своей религии для того, чтобы получить желанную учёную степень. Одним из таких был профессор Даниил Абрамович Хвольсон (1819-1911, выдающийся учёный-востоковед, член-корреспондент и почётный член СанктПетербургской академии наук) из Петербурга, который даже после крещения остался в хороших отношениях со многими евреями и прилагал немалые усилия для отмены тяжёлых постановлений, принятых антисемитским царским правительством, преследовавшим евреев и иудаизм.

Рассказывают, что Хвольсон однажды получил письмо от одного из больших раввинов, содержавшее просьбу помочь в отмене нового указа, принятого в Петербурге.

Своё письмо раввин этот завершил словами «иди, для этого ты был создан». Раввин, таким образом, намекал на слова раби Иеуда а-Наси, которыми тот напутствовал телёнка, идущего на бойню, как рассказывает Талмуд (Бава Мециа 85а). Слова раввина следовало понимать также, как «для этого ты был крещён»: ведь на иврите «был создан» и «был крещён» пишется одинаково — «נוצרת» (ноцарта). Хвольсон не остался должен и ответил словами молитвы: «Прежде чем был создан я — я ничто, и даже теперь, когда создан я — как будто не был создан». (Молитва Йом-Кипур).

Евреи неискренне обращались в другие веры

C трезвой исторической точки зрения, верны слова профессора Амоса Элона, который пишет (« e Pity of It All: A Portrait of Jews In Germany 1743 — 1933» Allen Lane, 2003, 403pp. ISBN 9780140283945), что большинство евреев, изменивших своей вере в Германии и других странах, превратились из неверующих евреев в неверующих христиан. Люди эти стали изгоями не только в еврейском обществе, но и, в конце концов, в нееврейском. Их дети, однако, нередко становились ревностными христианами, о чём свидетельствует история о Феликсе Бертольди-Мендельсоне, известном католическом композиторе, который сказал как-то, что всем сердцем надеется, что бог простит его деда — Моисея Мендельсона, так и не перешедшего в истинную, католическую веру. Рассказывают, что Генрих Гейне, сам к тому времени уже крестившийся, услышав слова Мендельсона-внука, чуть не лопнул от смеха.

Рассказывают также о том, как как-то раз в одной украинской корчме собралась группа евреев, по разным причинам изменивших вере своих отцов и крестившихся. Когда они сели, чтобы вместе выпить и закусить, они решили, что каждый из них должен рассказать настоящую причину, заставившую его отказаться от иудаизма. Один рассказал, что крестился для того, чтобы поступить в университет, второй — чтобы быть принятым в адвокатскую гильдию, третий — чтобы получить прописку, и так далее. Так продолжалось, пока очередь не дошла до одного еврея, который встал и сказал, что крестился, ибо уверовал в новый завет. Еврей этот был немедленно изгнан собутыльниками из компании, которые с насмешкой сказали ему, что среди них ему места нет.

Поколение «сейчас»

Историю с золотым тельцом можно рассматривать также как метафору поиска религиозной альтернативы, начинающейся в условиях отсутствия религиозного лидерства. Она также может служить метафорой жажды быстрого, как по мановению волшебной палочки, решения всех проблем, лежащего в основе доктрин движений «Шалом ахшав» («Мир сейчас») и «Машиах ахшав» («Машиах сейчас»). Слово «сейчас» является отличительным признаком нашей эпохи, эпохи поиска немедленного удовлетворения. Дела, на которые в прошлом нужно было тратить долгие часы, а то и целые дни, сегодня могут быть завершены в течение считанных минут. У современного человека появился переизбыток свободного времени, и сегодня многие люди заняты поиском путей «убить время», забывая, что время — это самое ценное из того, что есть у человека: ведь времени, отведённого нам, с каждой минутой становится всё меньше.

Действительно, золотой телец знаменует собой один из моментов глубочайшего падения еврейского народа. С другой стороны, из-за этого падения мы удостоились Йом-Кипура, дня, на все поколения ставшего днём прощения и искупления.

Всякое падение приводит, в конце концов, к подъёму. Талмуд говорит об этом (Авода Зара 4б):

Сказал раби Йоханан от имени раби Шимона бар Йохая: «Ни Давиду не полагалось, чтобы произошло с ним это (происшествие с Бат-Шевой), ни Израилю (происшествие с золотым тельцом). Давиду не полагалось, чтобы произошло с ним это, как написано (Теилим 109:22): «Сердце моё мертво внутри меня» (то есть все страсти его были мертвы). И Израилю не полагалось этого, как написано (Дварим 5:29): «Кто бы дал, чтобы было сердце их это им, чтобы бояться меня… все дни» (то есть сердца их тогда были преданы Б-гу). А только почему сделали? Сказать тебе, что если согрешил одиночка, говорят ему: «Иди к одиночке (Давиду), [и убедитесь на его примере, что раскаяние одиночки принимается]», а если согрешила община, говорят им: «Идите к общине (всему Израилю), [и убедись на его примере, что раскаяние общины принимается]». И необходимо [сообщить и то и другое], поскольку если бы сообщили мы [только] об одиночке, [можно было бы подумать, что его раскаяние принимается только], поскольку грех его не общеизвестен, но община, грех которой общеизвестен, сказали бы, что не [принимается раскаяние её]. А если бы сообщили [бы только об] общине, [можно было бы подумать, что раскаяние их принимается только], поскольку велико милосердие к ним, а одиночке, заслуги которого не так велики, сказали бы, что не [принимается раскаяние его], поэтому необходимо [сообщить и то, и другое].

Эта статья — отрывок из книги рава Пинхаса Гольдшмидта «Слово Торы». Эту книгу можно купить на сайте Еврейской Книги.

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому