Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Песах и коронавирус: послание надежды

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Приближающийся праздник несет в себе мощное послание, особенно актуальное в свете последних событий.


За короткое время наш мир стал таким, каким мы его никогда прежде не представляли.

Одни люди охвачены страхом, беспокойством и тревогой. Другие не верят в происходящее и подозревают глобальный мировой заговор. Неизвестность пугает. Мы вынуждены справляться с навалившимися на нас заботами — физическими, финансовыми, эмоциональными. Родители переживают за своих детей, а дети переживают за своих родителей. Но как долго мы сможем продолжать в том же духе?

Каждый раз, когда на телефон приходит уведомление о появлении в новостной ленте обновлений, в нашей ментальной броне появляется еще одна вмятина. Мы абсолютно истощены. Как найти в себе силы и позитив, чтобы преодолеть возникшие проблемы?

Хотя в наше время больше нет пророков, которые могли бы передать нам волю Всевышнего, но у нас всегда остаются источники еврейской мудрости, помогающие найти верное направление.

В мире, наполненном хаосом, мы стремимся к безопасности и стабильности. И так уж совпало, что сейчас мы готовимся к празднику Песах и ожидаем ночь седера.

Слово «седер» буквально переводится с иврита как «порядок» — и это именно то видение безопасности, которого мы сейчас больше всего жаждем. Мы хотим, чтобы мир вернулся к прежнему порядку. Но что нам необходимо для этого сделать?

Кеара

Не только марор

Прежде всего, мы должны понять главный посыл седера.

Вспомните, что мы не одиноки в своих страданиях и тревогах. Точно так же, как несколько тысяч лет назад еврейский народ задавался в Египте вопросом, смогут ли они когда-нибудь выйти на свет из поглотившей их кромешной тьмы, мы спрашиваем: неужели вся наша жизнь окончательно вышла из-под контроля? Увидим ли мы когда-нибудь снова свет?

И тогда приходит первый седер, чтобы научить нас правильному взгляду на жизнь. Да, это правда: перед нами, среди прочих символов Песаха, на столе лежит марор (горькая зелень). В жизни наших предков было много скорбных моментов. Были времена, когда они испытывали мучения и чувствовали, что их души на пределе.

Но все же они не позволили моментам марора одолеть их. Они не были лишены своей веры. Мы окунаем листочки марора в харосет — восхитительную смесь из яблок, орехов, вина и корицы — и вкушаем их вместе, чтобы понимать, что даже в самые трудные времена мы должны видеть сладость, которая пропитывает нашу жизнь. Дружба, любовь, жизнестойкость, доброта, которые нас окружают. Всевышний вывел наших предков из Египта, а, значит, мы тоже выберемся из этой тьмы.

В течение седера каждый из нас делает сэндвич из мацы и марора с небольшим количеством харосета — и такова вся наша жизнь. Между трудностями всегда спрятаны проблески радости.

Ловите их! Пользуйтесь этим удивительным моментом!

В условиях карантина и социальной изоляции используйте появившееся свободное время, чтобы заново отстроить прежде разрушенные мосты своей жизни. Позвоните кому-то, с кем вы потеряли связь, а потом пожалели об этом. Подумайте о тех, кто сейчас чувствует себя одиноко, и крепко обнимите их в своем сердце.

Коронавирус, крошечный организм, распространился по всему миру и создал настоящий хаос. Но если нечто настолько маленькое способно на такие масштабные перемены, только представьте, как много может изменить всего одно доброе слово!

Одно лишь доброе дело может распространиться по всему миру и противостоять его опустошению. Свет добра, который вы зажжете, сможет распространяться и передаваться от одного человека к другому, охватывая души все большего количества людей. Противоядием от разрушения является созидание. Так создавайте же добро. Будьте благословением для себя, друг для друга и для всего нашего мира.

Оптимизм рабби Акивы

Легко поддаться ощущению полной безнадеги. И мы не первые, кто пострадал от этого.

Пасхальная Агада рассказывает о знаменитом седере, который когда-то состоялся в Бней-Браке.

На нем присутствовало множество великих раввинов, и все они собрались вместе за столом. Один из упомянутых поименно раввинов — никто иной как рабби Акива, который в тот момент был младшим из присутствовавших и принимал мудрецов у себя в гостях. Раввины всю ночь говорили об исходе из Египта, пока их ученики не пришли и не сказали: «Учителя наши, пришло время читать утреннюю молитву Шма Исраэль!»

Мои дорогие читатели, прошу вас, в первый седер приближающегося праздника пригласите рабби Акиву в ваши сердца. Он придаст вам силы. Он зарядит вас мужеством.

Рабби Акиве довелось жить в самые мрачные времена для еврейского народа. После долгой и утомительной войны Святой Иерусалимский Храм был разрушен. Римляне полностью завоевали землю Израиля. Дух евреев был подавлен, их души — растоптаны. Изучение Торы и выполнение заповедей карались тюремным заключением, пытками и смертной казнью. Вот-вот начнется долгое и горькое изгнание, которое продолжается и по сей день… Евреи будут закованы в цепи и проданы на римском рынке рабов. Казалось, на этом история нашего народа закончится.

Кто бы мог допустить мысль, чтобы собраться вместе на седер в такой период?! Кто мог чувствовать достаточно сил и вдохновения, чтобы говорить об исходе из Египта, когда над всем народом нависло огромное и тяжелое облако отчаяния?

Именно поэтому мудрецы и встретились в доме рабби Акивы.

Он был вечным оптимистом и наотрез отказывался сдаваться на милость депрессии. Там, где другие видели конец пути, он видел начало. Его взгляд всегда был устремлен в будущее, а сердце — вечно наполнено верой.

Во всем есть повод для радости

Мы встречаем упоминание о рабби Акиве в Талмуде1 еще раз, когда он поднимается со своими товарищами в Иерусалим.

Когда мужчины подошли к горе Скопус на северо-востоке города, откуда открывался вид на столицу Святой Земли, они разорвали свои одежды в знак траура при виде ее опустошения, и лишь рабби Акива улыбнулся. Но пройдя дальше и оказавшись у Храмовой горы, они увидели, как из того места, где прежде была Святая Святых Храма, появилась лиса.

Мудрецы подняли голос и начали плакать. Как вдруг рабби Акива… засмеялся.

«Почему ты смеешься в такой горестный момент?» — спросили они.

“А почему вы плачете?” — парировал рабби Акива.

Мудрецы ответили, что не могут не плакать, видя дикое животное на том месте, про которое в Торе2 сказано, что не войдет в него посторонний под страхом смерти.

Тогда рабби Акива объяснил свое поведение и сказал, что, хотя он действительно стал свидетелем разрушения самого священного для всего еврейского народа места, он видит в происходящем исполнение Божественного предсказания. Подобно тому, как первая часть пророчества Йешаяу сбылась, говоря о том, что Храм будет разрушен, теперь следует ожидать и исполнение второй части пророчества — о восстановлении святого Храма и возвращение народа из изгнания.

На это ответили ему мудрецы: “Ты утешил нас, Акива, ты утешил нас”.

Наша сила — в вере

Теперь и мы с вами должны собраться за столом рабби Акивы.

В наши дни требуется несомненное мужество, чтобы сохранять позитивный настрой. Однако мудрецы, наполненные в те времена силой духа и верой в светлое будущее, поддерживают надежду и веру в нас сейчас. Пока мы не застряли окончательно во тьме вчерашнего дня, мы можем оказаться в свете завтрашнего.

Легко ли это? Отнюдь, такой настрой потребует немалых усилий с вашей стороны. Но если вы сможете провести ночь седера, вспоминая исход из Египта и укрепляясь в понимании того, что есть Бог, который следит за вами, заботится о вас и постоянно поддерживает вас в выходе из вашего личного Египта, вы это сделаете. Мы обязательно должны зарядиться безграничным оптимизмом рабби Акивы.

Когда ученики пришли к сидящим за столом мудрецам, чтобы сказать, что пришло время утреннего Шма, они передали сообщение и для нас с вами: не сдавайтесь. Не впадайте в отчаяние. Как известно, самая темная часть ночи наступает незадолго до рассвета.

Утренняя молитва Шма — это молитва ясной веры. Веры, в которой нет места смутным сомнениям. Она светлая и искренняя. И мы вместе провозглашаем свою непоколебимую веру в один голос.

Мы снова обретем силы и поднимемся. Мы снова сможем чувствовать радость. Мы восстановим наш мир, пострадавший от пандемии, и никто не сможет нам в этом помешать.

Сноски

  1. Вавилонский Талмуд, Макот, 24б.
  2. Бемидбар, 1:51.
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому