Благословен давший нам дожить, досуществовать и достигнуть этого дня, в который начинается праздник Песах, пришедший нам на благо, а также великого и святого пасхальнго седера, когда открываются ворота постижений, ворота святости и веры, ворота восхваления и благодарности, ворота близости к Б-гу, любви к Нему и трепета перед Ним.
Сказали наши мудрецы: подобающее приготовление усиливает деяние во много раз! В книге рассказов «Авотейну сипру лану» («Отцы рассказали нам») приводится история от имени раби Йосефа Машаша из Талмесан, благословенна память праведника: в одном городе был обычай — в свадебный вечер для доброго знака ставить два стеклянных стакана, наполненных динарами, чтобы жених и невеста жили в богатстве, а не в бедности. А у кого такого стакана не было, одалживал его у богача и возвращал после свадьбы.
Однажды пришел жених к скупому богачу. Знал он, что будет ему нелегко и много с него не возьмет. Сказал: «Сегодня вечером день моей свадьбы, а у меня только один стакан золотых. Сделай мне доброе дело, одолжи второй стакан».
Скряга приветливо ответил: «Поздравляю тебя, сын мой, но зачем тебе нуждаться в людях? Дам я тебе легкий совет: возьми зеркало и приставь его к стене, поставь перед ним стакан, который у тебя есть, и это будет выглядеть как два стакана!»
Ответил жених мудро: «Знай, господин мой, что один стакан, который у меня есть — он из зеркала, а я пришел одолжить у тебя второй стакан». Рассмеялся богач и дал ему.
Мораль: понятно, что недостаточно только приготовлений, приподнятости восприятия и открытия сердца. Но когда вместе с ними есть практическое деяние, они – «зеркальный стакан», увеличивающие силу деяния.
История об одном царе, пришедшем в дом своего слуги, чтобы навестить его. Сказал слуга жене: «Я сейчас занят, хочу поиграть в карты с моим другом. Встреть его, поднеси ему еду и питье». Он вышел из дому и пошел в питейное заведение пьянствовать. Нет сомнений, что царь в гневе уйдет из его дома и сурово накажет за пренебрежение царской честью. И разве не так же поступает тот, кто позволяет своим губам говорить перед царем, а сердце его — не с ним?
И тем более — в святую пасхальную ночь, когда недостаточно того, что мы делаем, но каждый вопрос мы исследуем и вопрошаем: «почему?» — чем отличается эта ночь от всех ночей. Песах, который ели наши отцы — почему? Эта маца, которую мы едим — почему? Этот марор, который мы едим — почему?!
И рабейну Йосеф Хаим из Багдада, благословенна память праведника, приводил красивую притчу о связи мысли и дела.
Притча о человеке, который взял себе жену. Сказал: «Люблю я курицу, фаршированную мясом и рисом».
Сварила ему. Он попробовал и сказал: «Ты знаешь, не хватает в ней приправ. Например, тмина, соли, перца».
Подумала она: «Если так он любит приправы, нафарширую курицу приправами…»
Сказано — сделано. Назавтра пришел он обедать, и запах приправ ударил ему в нос. Попробовал и отвернулся. Невозможно есть из-за избытка приправ. Мясо курицы было испорчено.
Спросил: «Что ты сделала?»
Сказала: «Ведь ты сам сказал, что ты любишь приправы, ими я и нафаршировала варево» …
Ответил: «Еда вкусна, когда нафарширована мясом и рисом, а приправа добавлена по вкусу. Но если она сама по себе — ее невозможно есть».
Мораль: дело без подобающей мысли и намерения сердца, как безвкусная еда без приправ. Но только мысль, без дела — как приправа без еды… Как чудесно, когда они соединены вместе: подобающее приготовление, возвышенное постижение и совершенное деяние!
Благословен Б-г наш, который дал нам дни подготовки к пасхальному седеру в толкованиях агады и понимании ее смысла, чтобы открыть сердца в подобающей подготовке и прийти на святой пасхальный седер с открытыми настежь сердцами, приподнятым восприятием и душой, жаждущей воспринять святые писания и изобилие постижений, подняться в ощущения веры и петь восхваления и песни, и мы скажем Ему Алелуйя!