В книге «Накормлю хлебом» приводится история, произошедшая в действительности.
Дочь одного состоятельного деревенского купца достигла возраста, когда пришла пора выдавать ее замуж. Ее отец хотел, чтобы женихом стал молодой человек, сведущий в Торе. Однако, он желал этого вовсе не потому, что признавал ценность Торы, не потому что уважал ее и посвящал свое время ее изучению. Просто его сосед, который был таким же состоятельным и таким же невежественным, выдал свою дочь за человека, изучающего Тору. А наш купец сумел оценить разницу между женихом-простолюдином и женихом-ученым. Он видел его учтивое поведение, видел счастье и благополучие, поселившееся в доме молодоженов. Он видел своими глазами, как воплощается принцип: «Когда муж и жена удостаиваются, Творец пребывает между ними». И тогда он решил и своей дочери подарить такое же счастье, отыскав ей в женихи знатока Торы.
Поехал он в большой город, пришел домой к главе ешивы и попросил найти жениха из числа его учеников – такого же, как у его соседа. Он выразил готовность содержать молодоженов за свой счет и предоставить юноше все условия, чтобы тот мог спокойно учиться до тех пор, пока не получит место раввина в общине.
Разумеется, прибытие жениха изменило всю атмосферу в доме. В Шабат за столом звучали песни и слова Торы, которые слаще меда из сот. К кашруту стали относиться с большей строгостью, а поведение всех в доме стало более чутким и деликатным. Купец понял, что это была самая ценная его покупка! Приближался праздник Суккот. Жених спросил своего тестя: «Где мы возьмем четыре растения?» Тот ответил: «Нам вполне хватает и этрогов, и пальмовых ветвей, да и мирта с ивами предостаточно!» Но жениха это не устроило: «Я опасаюсь, что этрог может быть с дефектом, и хотел бы иметь более совершенный. Сделай милость, съезди в город, посети главу нашей ешивы и попроси для меня этрог. И, пожалуйста, не скупись – на заповедь, которая приходит раз в году, не жалко потратить никаких денег!»
Когда жена купца услышала, что ее муж едет в город, она дала ему список товаров, которые необходимо было купить к празднику. Купец взял кошель с деньгами и отправился в путь. Прибыв к раву, он изложил свою просьбу. Он уже примирился с мыслью, что вместо того, чтобы схватить любой этрог, какой попадется, ему предстоит выложить круглую сумму. Рав выслушал просьбу и спросил: «Какой он хочет этрог?» Купец припомнил слова своего зятя и произнес: «Самый красивый и совершенный, не важно, сколько он будет стоить». Рав достал этрог и сказал: «Этот – самый лучший. На самом деле он вдвое дороже установленной цены!» «И какова цена?» – поинтересовался купец. «Триста золотых», – ответил рав. У купца аж в глазах потемнело. Такого он не ожидал! Ведь у него в руках было лишь сто пятьдесят золотых на все праздничные покупки. «Вот сто пятьдесят, остальное выплачу после праздника», – пробормотал он. «Да снизойдут благословения на твою голову, – сказал рав, – и знай, что ты, как никто другой, удостоился украсить заповедь».
Потрясенный и раздосадованный, купец возвращался в свою деревню. Навстречу ему ехал его знакомый. Они поприветствовали друг друга, и тот рассказал, как бы между прочим, что едет в город, поскольку зять просил заехать к раву и купить самый красивый этрог… «Зря едешь, – отозвался купец, – этот этрог уже у меня. И знаешь, сколько он стоил?» «Пять золотых? – стал гадать его знакомый. «Триста!» – произнес купец. «Увы! Ведь у меня с собой всего сто пятьдесят». «У меня тоже было сто пятьдесят, – сообщил купец, – знаешь, мне пришла идея! Давай поделим этрог, порежем его пополам. Ты возьми половину, а раву заплатишь мой долг». Сказано – сделано.
Приехал знакомый купца и протянул раву деньги, а тот недоумевает. Тогда он показал половину этрога… рав схватил себя за бороду: «Что же вы сделали?! – вскрикнул он, – теперь этот этрог ни на что не годен! Лучше уж простой этрог за пять золотых, чем половина за сто пятьдесят».
Этот рассказ – как притча, и у нее много смыслов. Одним из примеров, которые она иллюстрирует, может послужить ежедневное изучение листа Талмуда. Есть такие учащиеся, которые усердно осваивают некоторые избранные трактаты (а до остальных так и не доходят). Им было бы хорошо прибавить к своей учебе и проходить лист Гмары каждый день, даже если приходится делать это поверхностно. Так они приобретут эрудицию и будут знать весь Талмуд. И пусть их знание будет неглубоким, но зато полным, а не половинчатым!