ВОПРОС:
Скажите, почему в субботу в конце трапезы, перед тем как произносят благословение Биркат ѓа-Мазон, поют Шир ѓа-Маалот?
ОТВЕТ РАВВИНА:
В кодексе законов Шульхан арух сказано, что богобоязненному еврею стоит постоянно помнить о разрушении Храма и печалиться о его судьбе. Слова-клятва царя Давида из 137 псалма: им эшкахех Йерушалайм, тишках йемини – «Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет моя правая рука» — были не просто красивыми словами и клятвой, но абсолютно неотъемлемой частью еврейской жизни и судьбы.
Маген Авраам приводит слова Шла о том, что, ради выполнения этой обязанности стоит во время трапезы сказать 137-ой псалом, посвященный печали о разрушении Храма. Этот псалом говорили евреи после того, как Навуходоносор разрушил Храм и изгнал иудеев в Вавилонию. Он начинается знаменитыми словами: «На реках Вавилонии сидели мы и плакали, вспоминая Сион».
При Мегадим пишет: вследствие того, что в шабат запрещено печалиться и плакать, следует во время субботней трапезы сказать вместо 137-го псалма 126-ой псалом, который начинается словами «Шир ѓа-Маалот» — «Песнь восхождения». Этот псалом описывает радость, которая будет у еврейского народа, когда он вернется из изгнания и построит Третий Храм. Говоря слова этого псалма, мы косвенно напоминаем себе о Храме и о его разрушении.
Из сказанного выше выходит, что мы говорим (или поем) во время субботней трапезы Шир ѓа-Маалот, чтобы выполнить обязанность не забывать о Сионе и его разрушении. А также получается, что нет необходимости произнести Шир ѓа-Маалот именно в конце трапезы, ибо это можно сделать и в начале, и в середине трапезы. Однако, принято говорить Шир ѓа-Маалот перед Биркат а-Мазон, дабы у этого псалма было постоянное, закрепленное за ним место, и его не забыли сказать.