«Вот закон Торы, который постановил Всевышний, сказав: скажи сынам Израиля, чтобы привели тебе…»
(Бемидбар, 19:2)
Написал Раши: «Чтобы привели тебе — навсегда она названа твоим именем, корова, пепел которой сделал Моше в пустыне».
«Сифтей хахамим» об этом пишет: «Это потому, что после того, как Моше сделал пепел этой коровы в пустыне, коэны оставляли часть из этого пепла на масличной горе для первосвященников, для изготовления пепла других коров, который освящали от пепла первой, как объясняет Раши далее (19:9). Он хочет сказать, что к пеплу каждой коровы нужно было подмешивать пепел коровы Моше, и этим его освящали, а без этого новый пепел был непригоден в качестве пепла ‘красной коровы’. Поэтому все коровы, приготовленные после, как бы приготовлены самим Моше».
Видимо, он написал это на основании слов Маѓараля, который в «Гур арье» объяснил, что причина, по которой заповедь о корове названа именем Моше — то, что Моше знал и понимал смысл этой заповеди. И еще написал, что именно по этой причине пепел коровы, сделанный Моше, понадобилось хранить на все поколения, а не пепел другой коровы, потому что только первый пепел был сделан с пониманием смысла и значения этой заповеди, каковое было у Моше, что дало ей вечную жизнь.
См. еще в «Ор а-хаим», где приводится подобное объяснение, в частности: «Если выполняют заповедь, не понимая ее смысла и тайны, то такая заповедь — как тело без души. Поэтому сказано: ‘Скажи сынам Израиля, чтобы привели тебе…’ — тебе, потому что ты знаешь смысл этой заповеди и выполнишь ее наилучшим образом, понимая ее тайну и заключенное в ней чудо. Заповедь будет выполнена в совершенстве — и с точки зрения действий, и с точки зрения намерений». Похоже, что именно поэтому требовалось примешивать пепел коровы Моше к пеплу всех коров, приготовленных после этого: чтобы в них была частица совершенного исполнения заповеди, как ее выполнил Моше.
Еще можно добавить на основании того, что приводит Раши далее, со слов рабби Моше Даршана, что «красная корова» искупает грех золотого тельца. Ведь только Моше, из всего народа Израиля, не присутствовал в момент совершения греха, он был на горе Синай. Поэтому у него нет никакого отношения к этому греху, и в его силах нуждаются для приготовления всех «красных коров». Нечто похожее написал «Кли якар»: так же, как Моше начал исполнение заповеди искупления греха золотого тельца, когда сжег тельца и растер его в порошок, так же ему и закончить искупление [изготовлением пепла «красной коровы»], чтобы и это было названо его именем. Это тоже может быть причиной добавления пепла, изготовленного Моше, в пепел других коров: он заканчивает искупление во всех случаях.