На протяжении веков существования праздника Симхат Тора сформировалось множество обычаев относительно детского отмечания этого дня. На еврейских картинах XVIII века дети изображены марширующими с зажженными свечами. Многие старожилы вспоминают, как дети носили свечи, воткнутые в яблоки, на верхушках флагов. Сегодня во время праздника дети нередко размахивают флажками (без яблок и свечей), а мужчины танцуют со свитками Торы.
Откуда пошел этот обычай?
Флаги
На войне каждый лагерь шествует под собственными знаменами, что символизирует их верность. Таким образом, размахивая флагами в Симхат Тора, мы заявляем, что наша «военная стратегия» следует законам Торы, которая защищала и поддерживала нас в течение тысячелетий. Намек на эту связь можно найти в стихе «…И знамя Его надо мною — любовь»,1 что, как объясняется в комментариях, относится к Торе.2
На каббалистическом уровне некоторые комментаторы объясняют, что Шалош Регалим — три праздника, в которые нужно было приходить в Храм, Песах, Шавуот и Суккот, — соответствуют трем из четырех воинств ангелов, которые сопровождают Небесную Колесницу. Праздник Шмини Ацерет / Симхат Тора соответствует четвертому и последнему воинству ангелов, которое следует за Колесницей (исходя из того, что отсчет начинается с праздника Песах). А так как каждое войско ангелов представлено своим собственным знаменем, завершение их шествия празднуется посредством танцев с флагами.3
Свечи
Свечи символизируют нашу молитву о том, чтобы свет Торы продолжал освещать наш путь.4 Кроме того, сказано, что с помощью света можно выразить свое уважение к Всевышнему, поэтому мы зажигаем свечи, таким образом проявляя почтение к Богу и Его Торе.5
Согласно некоторым мнениям, изначальный обычай заключался в том, что тех, кто удостоился чести завершить чтение свитка Торы и начать его заново (соответственно, Хатан Тора и Хатан Берешит), должны были сопровождать зажженными свечами и факелами, подобно окружению жениха и невесты, которое на свадьбе несет зажженные свечи.6
Однако с годами все больше раввинов осуждали этот обычай, особенно тот момент, чтобы свечи носили дети. Помимо физической опасности, связанной с огнем, существовала так же и возможность нарушения запрета тушения огня в праздник.7
Яблоки (Фрукты и Сладости)
Изображение яблока на флаге могло возникнуть из-за того, что зачастую приходилось раздавать яблоки (или другие сладкие угощения), чтобы дети собирались на Симхат Тора.
Раввин Йом Тов Липман Хеллер пишет, что этот обычай может основываться на мидраше, в котором Аман говорит с Ахашверошем. Министр рассказывает царю, что в праздник Шавуот евреи будут бросать яблоки со своих крыш, чтобы дети могли их поймать, и при этом произнесут: «Так же, как дети собирают эти яблоки, Всевышний соберет нас из изгнания». В Шавуот мы празднуем дарование Торы, а в Симхат Тора — окончание цикла ее чтения и начало нового; именно благодаря этой связи скорее всего и появился обычай бросать яблоки в Симхат Тора.
Рав Хеллер добавляет, что хотя Рабейну Бехайе (1255–1340 гг.) упоминал этот обычай неодобрительно, это, вероятно, связано с тем, что люди в процессе вели себя неподобающе, а не с какой-то проблемой, таящейся в сути обычая.8
В любом случае, все эти обычаи призваны сделать праздник Симхат Тора особенно радостным и значимым событием для детей. Потому что, в конце концов, без передавания Торы нашим будущим поколениям радость от ее изучение не может быть полноценной!
Сноски
- Шир а-Ширим, 2:4.
- См. Сефер Матамим, Суккот, 142, и Оцар Коль Минхагей Йешурун, 69:1. См. также Зив ха-Минхагим, Ходеш Тишрей, 210, где приводится похожая причина.
- Ковец Керем Шломо, цит. в Минхагей Исраэль Тора, 669:14.
- См. Зив ха-Минхагим, Ходеш Тишрей, 210; Сефер Матамим, Суккот, 142; Оцар Коль Минхагей Йешурун, 69:1.
- См. Зив ха-Минхагим, Ходеш Тишрей, 210; Сефер Матамим, Суккот, 142.
- См. Толдот Хаг Симхат Тора, гл. 13.
- См. рабби Хаим Хизкияу Медини в Сдей Хемед, т. 9, Диврей ха-Хахамим, 131, где он обсуждает потенциальные проблемы, связанные с этим обычаем, а также говорит о тех, кто его защищал. Однако про себя рабби Хаим пишет, что в своей собственной общине он этот обычай отменил.
- См. Элия Раба, 669:1; При Мегадим и Баэр Хатив на Орах Хаим, 669; см. также Толдот Хаг Симхат Тора, гл. 25.