Рассказывается в Талмуде, что в тот момент, когда ворвался вавилонский полководец Невузрадан в Иерусалим, он увидел в одном месте на земле кипящую кровь. Созвал полководец всех уважаемых людей Иерусалима и велел рассказать ему, что это такое. Сказали ему: «Это кровь жертвоприношения, она всегда бурлит некоторое время после забивания жертвы, таково ее свойство».
Невузрадан был поражен: он никогда раньше не видел ничего подобного и поэтому велел евреям совершить жертвоприношение прямо у него на глазах – и пусть он увидит, как кровь закипает на земле этого города. Так и сделали по его повелению, но ничего необычного Невузрадан не увидел.
«Вы меня обманули»,- рассердился полководец. И тогда евреи были вынуждены рассказать ему правду.
Решила знать избавиться от него, и подговорили они царя Йоаша (который должен был вовек быть благодарен отцу Зхарьи), забить его сына, пророка, камнями.
Кровь пророка Зхарьи пролилась на этом месте и кипит по сей день, напоминая о нашем грехе. Как мы не пытались избавиться от нее – все без толку», — удрученно сказали жители Иерусалима непрошеному гостю.
«А я сейчас же успокою эту кровь!» — воскликнул Невузрадан. Он приказал привести членов Большого Синедриона и велел зарезать их всех до единого, затем членов Малого Синедриона постигла та же гибельная участь, затем были убиты все мудрецы Торы и дети, едва приступившие к ее изучению.
Но кровь не исчезала и не переставала кипеть. Убийца был в ужасном гневе.
И кровь перестала кипеть.
И тут ужаснулся Невузрадан. Подумал он: «Если столь велико было наказание этого народа за кровь одного пророка, то, что же будет со мной, убившим стольких?» Такова была сила его раскаяния, что он принял гиюр и стал учить Тору, а его потомок, рабби Меир, вошел в историю как один из самых великих мудрецов.
Разве второе – не большее чудо?
Дело в том, что человек, находящийся в погоне за какой-то целью, не способен внезапно остановиться и задуматься над своими действиями, и взглянуть на себя со стороны.
Говорят наши мудрецы: «Не успокаивай того, кто гневается». Это бесполезно, ибо нужно, чтобы прошло время, и человек сам вышел из состояния гнева и смог трезво рассуждать. До этого все доводы его оппонента бессильны.
Так и Невузрадан: пока он не достиг своей цели, пока кровь на земле не успокоилась, не был в состоянии задуматься и не осознавал, как страшны его действия.
Так и всякий человек, желающий понять цель жизни, суть того, что его окружает, должен найти время для спокойных размышлений.
«Если человек обладает душевным спокойствием, его глаза видят гармонию окружающего мира, его увлекает загадка мироздания, которую необходимо разрешить».
Только в состоянии душевного спокойствия, когда человек на время отстраняется от мирских забот и суеты, у него есть возможность задуматься о мироздании.