Вопрос раввину:
Я слышал, что Талмуд запрещает хвалить людей. Неужели это правда? И, если да, то почему?
Ответ:
В трактате Бава Батра (164а) Талмуд приводит высказывание рава Дими: «Никогда не стоит хвалить ближнего, потому что в конце концов это может привести к его порицанию».
Эти слова Талмуда, на первый взгляд, подтверждают то, о чем вам сказали, и, действительно, запрещено хвалить людей. Из слов Талмуда очевидна причина запрета: «потому что в конце концов это может привести к порицанию».
Однако сказать, что запрещено хвалить в любых ситуациях и при любых обстоятельствах, будет неправильно. Мы не раз можем убедиться, что еврейские мудрецы не скупились на похвалу.
Так, к примеру, в трактате Пиркей Авот (2:8) сказано, что раббан Йоханан бен Закай хвалил своих учеников.
А царь Шломо сказал:
«Когда торжествуют праведники, велика слава, но, когда возвышаются нечестивые, лучше спрятаться» (Мишлей, 28:12).
Поясняет Рабейну Йона (Шаарей Тшува, 1:18): «праведники уважают и славят людей за любое доброе свойство, а нечестивые злодеи ищут только недостатки и ошибки».
И еще сказал царь Шломо:
«Человек (познается) по мере славы своей» (Мишлей, 27:21).
Комментирует рабейну Йона (Шаарей Тшува, 3:158): «достоинства человека можно узнать по тому, что он хвалит: если он хвалит добрые дела и мудрецов, и праведных, — знай, что в нем много доброго».
Рамбам в законах о нравах (6:3) пишет, что заповедь любить ближнего включает в себя обязанность отзываться о людях хорошо и хвалить их.
Если так, нам нужно понять, при каких же обстоятельствах запрещено хвалить ближнего.
В поисках ответа обратимся к словам Рамбама в предисловии к его комментарию на Пиркей Авот. Здесь из его слов видно, что запрещено хвалить только в присутствии многих людей, поскольку среди них могут оказаться и те, кто выскажет возражения и даже станет критиковать человека, которого только что похвалили[1].
А из сказанного Рамбамом в его монументальном труде Яд а-хазака (Законы нравов, 7:4) мы учим, что запрещено еще хвалить в присутствии ненавистников, даже если при этом нет множества людей.
Великий комментатор Талмуда Раши считает (Эрхин, 16а), что рав Дими имеет в виду ситуацию, когда человека слишком много хвалят. В таком случае есть опасение, что даже тот, кто хвалит, в итоге выскажет и какую-то критику, поскольку, если уж человека обсуждают и настолько хвалят, то могут подумать: почему бы не припомнить и другие его стороны, ведь это живой человек, а не ангел. Того же мнения придерживается ряд комментаторов и законодателей.
Запрещено еще хвалить ближнего таким образом, чтобы из этой похвалы можно было сделать вывод, что во всем остальном он не идеален. К примеру, если скажут про повара: «Этот повар умеет прекрасно заваривать чай», — в этом случае слушатели могут понять, что ничего другого он не умеет вкусно готовить.
И все же пишет Рабейну Йона (Шаарей Тшува, 3:126), что того, кто известен многим как праведный человек, который никогда не грешит, нет запрета прославлять в присутствии многих или много его хвалить, или хвалить в присутствии его ненавистника или завистника. Причина следующая: этого известного праведника никто не сможет опорочить, а если даже кто-то попробует это сделать, ему не поверят. Подобное этому пишет и Виленский Гаон в комментарии на трактат Мегила.
Кроме того, существует запрет хвалить ближнего, если такая похвала может нанести ему ущерб. К примеру, если кто-то побывал в гостях у очень гостеприимного хозяина, а на следующий день в людном месте начинает говорить: «Пусть Всевышний благословит такого-то за его чудесное гостеприимство!» Услышав это, люди пойдут к тому потоком и будут стараться оказаться у него в гостях, что может даже довести человека до разорения.
Об этом сказал царь Шломо:
«Если кто благословляет ближнего своего громким голосом рано поутру – (как) проклятье зачтется ему» (Мишлей, 27:14).
Сноски
[1] Хафец Хаим пишет: если мы уверены, что это не приведет к критике (к примеру, если публика с ним не знакома), тогда это не запрещено.