Когда человек причиняет боль другому, даже делая это неумышленно, все равно он непременно должен извиниться. Далеко не все это понимают. Вот почему я решила написать этот пост. До недавнего времени я не осознавала того, что люди, выросшие в ортодоксальных семьях, могут испытывать боль, и это жестокое непонимание сделало меня недостаточно чувствительной к их проблемам.
В моём детстве меня учили гордиться светским еврейством, в то же время мне прививали ненависть к представителям ортодоксальных общин. Мы знали, что такие евреи реально существуют. Однако в моём восприятии это были «экстремальные», «замкнутые», «необразованные» и «ограниченные» люди.
И к нам они не могли иметь никакого отношения.
Много лет меня обманывали
Когда мне исполнилось 16 лет, я испытала сильнейший экзистенциальный кризис: утратила веру в смысл жизни. Это произошло из-за страшной трагедии: отец соучеников из моей школы убил своих детей, а затем покончил жизнь самоубийством. Приблизительно в то же время я случайно познакомилась с ортодоксальным евреем, и впервые, с тех пор как произошла эта ужасная беда в семье моих соучеников, во мне поселилась надежда на то, что жизнь не может быть абсолютно бессмысленной. Этот еврейский парень оказался достойным человеком. В нём не было ничего ненормального. Мало того, что его жизнь совсем не была до тошноты ограниченной, так он обладал тем, чего мне так не хватало — в его жизни был смысл. Я почувствовала себя обманутой: несмотря на то, что мне предоставили право на получение превосходного образования, оно было с какой-то стороны односторонним и ущербным, вот почему я оказалась во власти ложной информации об ортодоксальных евреях.
Я отправилась в путешествие за новыми знаниями …
Неожиданно передо мной раскрылось не показное богатство еврейской религиозной жизни; я постепенно все больше уплывала в мир соблюдающих евреев, а моя семья решила, что я лишилась рассудка. Своим домашним я хотела доказать, что моё мнение основано на знании, а не на ложных стереотипах; постепенно, один за другим, мои родные стали лучше узнавать Тору и соблюдающих евреев, и для каждого из них Б-жественная истина и соблюдение мицвот предстали в такой красоте, что моя семья последовала за мной. Если бы я не почувствовала себя обманутой и не узнала правду, и не начала соблюдать заповеди надлежащим образом, я никогда бы не открыла, что каждый еврей видит ослепительную красоту в жизни по Торе и в соблюдении мицвот.
Хотя, в конечном итоге, я приняла для себя современный ортодоксальный иудаизм, мое новое понимание смысла жизни пришло благодаря множеству встреч и через тесное общение с ортодоксальными евреями из каждой общины; так я обрела много близких друзей и родственных мне душ. Цель нашей веры — быть большим шатром ортодоксального иудаизма, открытым для всех, чтобы отразить красоту каждого сообщества. Я присоединилась к общине Darchei Noam, которая подчёркивает, что существует бесчисленное множество верных путей для соблюдения мицвот и что каждый еврей обязательно найдёт для себя верный путь. Некоторые общины выделяют хесед (сострадание), кто-то ставит во главу угла важность изучения Торы, кто-то делает акцент на терпимости, в то время как другие выбирают за основу значимость веры.
Я увидела лишь красоту веры
Я никогда не встречалась с безобразными явлениями в еврейской ортодоксальной общине. Никогда не сталкивалась с всеобщим осуждением и стремлением загнать кого-либо в угол или в тесные рамки настолько, чтобы человек не смог существовать в них. Я никогда не имела дело с обманом или обучением, основанном на подавлении и страхе. Не было никогда и никакой маскировки. Я видела лишь красоту веры, а потому говорю об ортодоксах только то, что знаю из собственного опыта.
Но люди, которые столкнулись с безобразием и только его ощутили, едва ступив на нашу территорию — эти люди называли меня лгуньей. Я не понимаю почему. В течение нескольких лет мы подвергались угрозам со стороны средств массовой информации. Несмотря на мое стремление самого честного описания ортодоксальных евреев (с моей точки зрения), меня обвиняли в неискренности и нарочитом «замазывании» их недостатков.
Но спустя несколько лет люди, соприкоснувшиеся с ортодоксальным иудаизмом и его носителями, пошли другим путём. Вместо того, чтобы обвинять меня во лжи, они стали просить о помощи. Они поясняли, что им нравится ортодоксальный иудаизм, провозглашённый нами в наших кругах, и что они тоже хотели бы принять его в своей жизни. Искреннее и ориентированное на самосовершенствование, это желание всецело связано с миром, но оно никогда не отступает от законов Ѓалахи. Такие люди освободили внутри своей души необходимое пространство для поисков связи со Вс-могущим.
Помочь обрести духовное здоровье и стать счастливыми.
Так появился стимул для создания проекта «Маком»: вовсе не для того, чтобы «создавать религиозность», и не для того, чтобы «осчастливить харедим участием в современной ортодоксальной жизни». Мы создали проект «Маком», чтобы помочь заинтересованным евреям, которым с детства внушали неверное представление об ортодоксальном иудаизме, обрести духовное здоровье и стать счастливыми. Не каждый человек, присоединяющийся к «Маком», хочет жить праведной жизнью. Некоторые просто желают подружиться с прекрасными ортодоксальными евреями — «здоровыми» представителями мира харедим — удивительно, но и мне выпало такое же счастье и преимущество.
… прошу прощения за то, что вы испытывали эту боль
Вернусь к своим извинениям, — к людям, которые пострадали от того, что исповедовали иудаизм, — мне очень жаль, что я не понимала вас тогда и не осознавала то, через что вам пришлось пройти. Я просто не знала, как это происходило. Слушая отдельные истории от участников проекта «Маком» за последние пару лет, я понимала иудаизм всё лучше и лучше. Так не должно было быть, и я прошу прощения за то, что эта боль имела место быть. Я сожалею, что наше ложное впечатление об ортодоксах превратило вашу жизнь в настоящий кошмар. Этого быть не должно. Все, кто обижал вас, просто очень далеки от реальности – от того, что значит ортодоксальный иудаизм на самом деле.
Мы не беспокоимся по поводу того, как нас рисуют другие и что они о нас говорят. Наша цель — по-настоящему творить добро. Однако важно, чтобы добро, творимое нами, было обращено к людям. Мы можем быть освящением Б-жественного имени (Кидуш Ашем) лишь тогда, когда творим Кидуш Ашем. Таких людей немало в ортодоксальном мире, их настолько немало, что я горжусь ими и чувствую на себе благословение от того, что я удостоена чести – быть среди них. Но есть проблемы, которые необходимо устранить, и хилуль Ашем не исчезнет до тех пор, пока проблема не будет исправлена в корне.
Наша миссия спустя десять лет после того, как мы появились, остается такой же, как и в день нашего основания: каждый еврей должен познать красоту и значимость Торы и мицвот. Всякий, желающий принять участие в созидании этой красоты, должен иметь право и возможность сделать это.