Отрывок из книги «Источник жизни. Свиток Эстер». Он был адаптирован для читателей сайта и публикуются с некоторыми сокращениями.
Сказано в Трактате Таанит (29а):
«Сказал рав Йеуда, брия де-рав Шмуэль бар Шилат, от имени Рава: когда наступает месяц Ав, уменьшают радость – так же, как, когда наступает месяц Адар, умножают радость. Сказал рав Папа: поэтому, еврей, у которого есть суд с не евреем, пусть избегает его в Аве, когда мазаль плохой, и предстанет [перед судом] в Адаре, когда мазаль добрый».
И пишет об этом Ритва: «И хотя нет мазаля у Израиля, это сказано об остальных днях, но в эти два месяца есть мазаль, ибо так установили с Небес». Мы должны понять, что означает отсутствие мазаля в остальные дни. И что происходит в два упомянутых месяца, в которых, как будто есть мазаль – в Ав, когда мазаль плох, и в Адар, когда он хорош.
Но чтобы понять это, начнем со слов Мехильты (Бешалах, Масехта де-Амалек, 2): «Раби Элиэзер сказал: когда исчезнут их имена? Когда будут искоренены идолы – они и их служители, и будет единственное место в мире, и будет царство Его в мире навеки, в тот час: «И выйдет Всевышний, и будет воевать с теми народами» (Зхария, 14:13). И сказано там далее: “И будет Всевышний царем…”». Как видишь, ясно сказано, что Амалек будет стерт только после того, как в мире будет искоренено служение идолам.
И мы объясним это, согласно тому, что пишет рабейну Бахья в комментарии к главе Бешалах (Шмот, 17:16) «от имени одного мудреца Каббалы»: «Знай и обдумай, что трон Славы дает благословение и силу семидесяти ангелам, окружающим трон, которые правят семьюдесятью народами. Они князья над ними и управляют ими. А Амалек был из семени Эсава, значит, сила его была велика и могуча, ведь сила его деда Эсава питалась и черпала благословение от Ицхака – качества Могущества (Гвура)…
И вот Амалек, один из семидесяти народов, а сила его – это сила одного из семидесяти князей. А когда согрешил этот Амалек, Всевышний отсек силу от трона, чтобы не смог питаться от него и мог привлечь благословение не “изнутри”, а только от планет и звезд. И была отсечена сила от трона. И это клятва, сказанная здесь: “Ибо рука на троне Всевышнего”. И суть в том, что трон как будто ущербен, и Имя Его как будто ущербно. Ведь когда Он отсекает силу от трона, трон кажется ущербным и Имя кажется ущербным, как будто не оно поддерживает все, а есть иная сила, помимо Него…
Но в эпоху Машиаха, когда повелит Всевышний воинству небесному и отстранит высших князей от обязанностей, с легкостью исчезнут народы вместе с исчезновением их князей, а множество из народов вернутся к нашей вере… И нет в мире народа, у которого нет доли во Всевышнем. Но у Амалека и Эсава не будет доли. И не останется от них памяти вместе с другими, оставшимися народами. Об этом написано: “И не будет оставшегося в доме Эсава” (Овадия, 1:18). То есть из всех остальных народов останутся те, кто будет служить Всевышнему. Но не из семени Эсава, которое будет стерто полностью. Как написано: “Ибо, стирая, сотру Я память об Амалеке”».
Тогда и Имя, и трон будут полными, ведь три буквы א («алеф»), ה («hэй») и ו («вав») – это восполнение Имени и трона. И об этом говорит царь Давид: «Ибо избрал Всевышний Сион, возжелав (אוה)2) его для пребывания» (Теилим, 132:13). Это значит, что в будущем Всевышний выберет Сион и тогда сядет на «целом» троне, это и означает слово אוה («возжелав»), восполняющее Имя и трон.
И еще сказал Давид, мир ему: «Враги исчезли, разрушены навеки! И города разрушил Ты, исчезла память о них» (Псалмы 9:7). И еще написано: «Всевышний вечно сидеть будет – приготовил для правосудия трон Его» (Теилим, 9:8). «Всевышний вечно сидеть будет» – полное Имя готовит к правосудию трон Его, и трон становится совершенным. И тогда власть остается только у Всевышнего, как сказано: «И возвысится один Всевышний в день тот» (Йешаяу, 2:11). И еще написано: «И взойдут спасители на гору Сион судить гору Эсава, и будет Всевышнему царство. И будет Всевышний царем на всей земле» (Овадья,1:21). «В тот день будет Всевышний один и Имя Его едино» (Зхария, 14:8).
Возможно, рабейну Бахья объясняет то же, что Мехильта. Полное стирание Амалека и Эсава произойдет, когда «будут искоренены идолы и их служители». Другими словами, когда будут перебраны все народы – кто исчезнет, а у кого есть доля во Всевышнем (как говорит рабейну Бахья). Тогда и выяснится, что у Амалека и Эсава «…не будет доли. И не останется от них памяти вместе с другими оставшимися народами». И тогда их имя окончательно исчезнет из мира. 3)
В любом случае, мы выучили из слов рабейну Бахьи важнейшую основу – все время до прихода Машиаха у «князей» есть сила и власть, настолько, что даже «трон Всевышнего кажется неполным» – как будто недостает Всевышнему силы. И так, пока не исчезнут «высшие князья». Видится мне, что это же имеется в виду и трактате Мгила (6б): «И сказал раби Ицхак: если увидишь злодея, что время играет с ним 4), не дразни его…». Смотри там, Гемара обсуждает это и приходит к выводу, что это имеет отношение только ко времени, когда «оно играет с ним».
Мы видим, что есть время, когда Всевышний, как будто скрывает Свое лицо и дает злодеям время, которое «играет с ними» (за них, в их пользу). Тогда на самом деле запрещено их дразнить. Ведь тот, кто будет их дразнить, подвергнет себя опасности от рук тех князей, которым Всевышний дал власть и силу вредить.
В трактате Софрим (14) сказано: «А потом прославление праведников: “Благословен Мордехай, благословенна Эстер, благословен весь Израиль”. А Рав говорил, надо сказать: проклят Аман и прокляты его сыновья. Сказал рав Пинхас — и надо сказать: Харвона (один из евнухов) упомянут добром». По-простому, надо вспомнить добром Харвону, чтобы не оказаться «неблагодарным». Особенно, в свете того, что это качество, неблагодарность, было одним из ярких качеств Амана, как сказано в молитве Ашер иния: «Не вспомнил милосердия Шауля». И мы должны всеми силами избегать этого качества. Но видится мне, что можно объяснить это глубже.
Рассмотрим подробное объяснение рабейну Бахья в книге Кад а-кемах (Пурим). «С точки зрения разума, вся Мгилат Эстер и все описанные в ней события – это намеки на будущее. Ибо этот, низменный мир, изменчив – колесо вращается, и возвышающийся народ опустится, а опускающийся вниз, на землю, поднимется. Все из-за того, что этот мир управляется семью планетами, а они и есть правители, воздействующие на нижних. И хотя они управляют, правление не отдано им самим, высшая сила влияет на них, а они подобны посланникам, исполняющим заданное им.
И известно, что семь планет правят этим миром. Две – плохие, вредящие всем. Это Шабтай (Сатурн) и Маадим (Марс). Две добрые и помогающие всем – Нога (Венера) и Цедек (Юпитер). Две светят – это Хама (Солнце) и Левана (Луна).5) А седьмая планета – Кохав (Меркурий)6), она «средняя»: добрая с добрыми и плохая с плохими. Когда две планеты, Шабтай и Маадим, находятся в согласии относительно человека или народа, они становятся причиной уничтожения и исчезновения. А Цедек и Нога, напротив, служат причиной существования человека или народа. Ахашверош и Аман намекают на Шабтай и Маадим. Ахашверош – Шабтай… Аман – Маадим… И известно, что оба, Ахашверош и Аман, были согласны в желании уничтожить и искоренить нашу веру. Поэтому Мордехай и Эстер, их противоположность, Нога и Цедек, должны были «встать в проломе», чтобы защитить и спасти Израиль…
А накал этой войны на небосводе ты можешь понять из первой войны: Моше и Йеошуа с Амалеком и его народом. Моше был вынужден заниматься войной на Небесах, простерев руки, чтобы нейтрализовать силу Амалека вверху. А войну на земле передал Йеошуа.
И эта война на Небесах во времена Мордехая и Эстер была очень острой, и сами планеты, несущие добро и зло, противостояли друг другу, спорили и сражались. Шабтай и Маадим всей своей силой и агрессивностью выступили против Израиля, а у планет Цедек и Нога не хватало сил выстоять. Поэтому Эстер нуждалась в помощи того, кто выше и сильнее сильнейших звезд. И в своей просьбе она упомянула Единое Имя Властелина Израиля, побеждающего и разрушающего [звездную] иерархию, чтобы с Его помощью низвергнуть и лишить агрессивные планеты их силы. И решила приступить к этому как бы естественно, через пир.
И известно, что силой этого Имени высшие опускаются вниз, а нижние поднимаются вверх. Об этом и написано: «И облачилась Эстер в царство (царские одежды)» (Мгилат Эстер, 5:1), – она облачилась в Дух Святости, и Всевышний побудил ее дух устроить пир для Амана. Тогда она попросила разрешения устроить пир у нижнего царя, упомянув Имя Царя Высшего, чтобы оба согласились (Всевышний и Ахашверош) с падением Амана. И с того момента, когда Эстер начинает упоминать Единое Имя, начинается падение Амана. Эстер хотела противостоять ему силой Единого Имени, чтобы оно превозмогло силу Амана, на которую полагался он сам. И сделала это, борясь с затеей Амана уничтожить память об Израиле – всех, юношей и стариков, младенцев и женщин, в один день, за десять тысяч талантов серебра. И хотела превозмочь их заслугой Израиля за то, что они приняли Десять Речений и слышали голос Всевышнего из огня. Ведь Аман хотел отвергнуть их своими десятью и поэтому сказал: «Десять тысяч талантов серебра отвешу». «Отвешу» — אשקול («эшколь»): это אש («эш») – «огонь» и קול («коль») – «голос». Другими словами, он хотел своими «десятью» отвергнуть «десять», данных «огнем» и «голосом».
Также поступила и Эстер – вышла против него силой Единого Имени – «Силой всех сил», чтобы превозмочь силу Амана и уничтожить его самого. Тогда были отброшены его «десять тысяч» и казнены десять его сыновей. И так сказано на первом пиру: «придет царь и Аман сегодня» 7) – вначале, на первом пиру, она произнесла свою просьбу, упомянув полное Имя Всевышнего, называемое «прямым» (или «непосредственным»). А потом, на втором пиру, упомянула сокрытое Имя (…), чтобы низвести силу cверху (…). Ведь на втором пиру было завершено падение Амана, потому что тогда это уже было записано и запечатано печатью Высшего Царя, и мыслящий поймет.
Злодей Аман был очень знающим человеком и знал, какова природа Израиля, но хранил в сердце злую память о первой войне Израиля с Амалеком, его предком, о которой написано: «И ослабил Йегошуа…». И хотя он знал, что сила Израиля и источник всех сил – «Причина причин» (Всевышний), не обратил на это внимания. Он презрел это и упрямился в сердце, сказав: «Все это ничто для меня» 8) (Мгилат Эстер, 5:13).
По-простому, его слова означают: «Весь этот почет, что дают мне царь и царица, ничто для меня и ничего не значат по сравнению с тем позором, который я ощущаю всякий раз, когда вижу Мордехая» (было время, когда Аман находился у него в рабстве).
Но, согласно нашему объяснению, можно сказать, что смысл его слов был злодейским – он отрицал сами основы. (…) Таким образом, когда Аман говорит: «Все это ничто…», он говорит о том, что «ничто» для него Всевышний и его заповеди. (…)
Он тоже упомянул тут Единое Имя в своей чванливой речи. Потому что был очень надменным, а «перед разрушением – гордыня» 9). Более того, в своем пренебрежении он зашел еще дальше – упомянул имя в обратном порядке. И тогда милосердие к нему обернулось судом. Точно так же это «перевернулось» и к народам (желавшим уничтожить евреев), как написано: “обернулся тем, что иудеи овладели…”. 10)
И он все еще не боялся и не обращал внимания на силу Единого Имени. И только когда был сброшен с высот и был вынужден принести облачение, привести коня для Мордехая и оказать ему весь тот почет, только тогда он заметил и понял свое падение. И тогда сказали ему его мудрецы и Зереш, жена его: «Если из семени иудеев Мордехай…, то не одолеешь его, а неминуемо падешь пред ним» (Мгилат Эстер, 6:13).
А когда сказала Эстер: «Пусть будет дана мне жизнь моя, по желанию моему, и (жизнь) народа моего – по просьбе моей, потому что отданы мы, я и народ мой, на истребление, убиение и погибель» (7:3-4), — а царь спросил ее в ответ: «…кто это и где он, тот, что осмелился сделать так?» (7:5), — а Эстер ответила: «Муж злобный и враг – это злобный Аман…» (7:6), — только тогда он понял окончательно, что это падение его – от рук Всевышнего, от силы Единого Имени. И именно об этом написано (7:7): «что решена его злая [участь] Царем», 11) славным и возвышенным – ведь здесь не сказано «Ахашверош».12)
А когда Амана повесили, передал царь кольцо с печатью Мордехаю, как написано: «Снял царь перстень свой, который отнял он у Амана» (8:2)… А ведь известно, что кольцо круглое, и это намек на «колесо». И смысл сказанного, что колесо перевернулось, а аллегория этого кольцо, данное Аману и теперь переданное Мордехаю. Есть в этом намек и на будущее – «колесо» повернется силой Единого Имени так, что высшие окажутся внизу, а нижние – наверху.
И это говорил Давид о будущем избавлении: «Возрадуются небеса, и возликует земля», ибо исчезнет злодейское царство Арама и вернется власть к царству Израиля. А то, что многие из народов во времена Мордехая и Эстер приняли иудаизм и пришли к нашей вере, как написано: «И многие из народов страны стали Иудеями, потому что охватил их страх пред Иудеями» (8:17), – это намек на будущее. Тогда многие идолопоклонники примут иудаизм, придут к союзу со Всевышним – «и будут служить все Ему вместе» (Цфания, 3:9).
Из слов пророка следует, что в дни Мордехая и Эстер шла война между силами добра и зла. И благодаря тому, что Эстер получила помощь от того, Кто выше сил добра и зла, «колесо повернулось».
А еще следует из его слов, что «плохие» и «вредители» победили в той войне (Ахашверош и Аман – соответственно Шабтай и Маадим). Но «средний» – с добрыми добрый и с плохими плохой (Кохав), не перестал действовать, и вернулся к «добрым». Видимо, это и стало причиной, что многие из народов приняли нашу веру – ведь они не происходили из корня зла, который должен быть уничтожен. И видится мне, что в этом была суть Харвоны – он был по сути не злым и не добрым, просто менялся в зависимости от того, какая сторона побеждала. Когда у власти был Аман, он был с ним, но как только победила Эстер, его сердце сразу повернулось к добру, и он говорил царю верные слова.
И это намек на будущие времена – когда поклоняющиеся идолам примут нашу веру и придут к союзу с Всевышним. Это те самые народы, не происходящие из корня зла — не как Амалек. Именно поэтому, видится мне, мы и должны вспоминать Харвону добром – помнить и напоминать, что произойдет в грядущем – как вернутся народы к истинной вере и зло исчезнет из мира. И надо заметить, что именно это то, что мы объяснили здесь, вытекает из слов рабейну Бахьи в комментарии к Бешалах об иерархии назначенных «служителей», которым дана сила правления в этом мире, а в будущем они исчезнут. И тогда, после уничтожения зла, будет «трон полным», и не останется никого из дома Эсава, как мы и объясняли выше.
С этим вернемся к нашим словам, с которых начали – о мазале Израиля, который добр в Адаре и плох в Аве. И, как объяснил Ритва: «Но в эти два месяца есть мазаль, ибо так установили с Небес». А объяснение, как именно это «работает», как раз вытекает из слов рабейну Бахьи.
В месяц Ав дана превосходящая сила власти зла, данная «назначенным служителям». И точно так же в Адаре превосходила сила Амалека, пока не пришла Эстер, и с помощью высшей силы превозмогла силу звезд. И тогда этот месяц «перевернулся» – теперь в этом месяце власть принадлежит только силам добра, а не зла. Поэтому в этом месяце мазаль добрый к Израилю.
Однако на самом деле и Адар, и Ав зависят от Всевышнего. Но благодаря чуду Пурима, заслуженному Эстер, Всевышний превратил мазаль Адара в добрый навеки. С другой стороны, из-за грехов наших мазаль месяца Ав перевернулся к злу. И хотя Всевышний снова может перевернуть его к добру – не каждый день случаются чудеса. А из-за этого: «еврей, у которого есть суд с не евреем, пусть избегает его в Аве». (…)
Пишет Рамбам в предисловии к своему труду «Яд Хазака»: «Но так мы говорим: пророки и суд постановили и заповедали читать свиток Эстер в соответствующие даты, чтобы вспомнить хвалу Всевышнему и спасение, которое Он принес нам, и что всегда был готов нас спасти. Чтобы благословить Его и восславить, и сообщить будущим поколениям, что истина обещанное нам в Торе – “Кто народ великий, к которому бог его близок, как Всевышний, Властелин наш, при любом воззвании к Нему”». Слова Рамбама проливают новый свет на причины чтения Мгилат Эстер.
Чудеса, сотворенные Всевышним, и спасение благодаря Нему мы вспоминаем не только, чтобы прославить и восхвалить Его, но главным образом, чтобы сообщить будущим поколениям, что не прекратилось это влияние — «Кто народ великий…», и Всевышний всегда близок к нам, при любом воззвании к Нему. И в мидраше Эстер Раба (7:13) мы находим, что слова эти уже были сказаны злодеем – Ахашверошем. Сказано там: «Сразу он послал и собрал всех мудрецов народов мира. Когда все собрались к нему, сказал им Ахашверош: хотите ли вы, чтобы исчез народ этот из мира? Сказали ему все вместе: кто это и каков он, если замыслил сделать такое и хочет это тронуть? Если ты уничтожишь Израиль, мира не будет, ведь он существует только ради Торы… Более того, все народы называются “чужими” для Всевышнего, а Израиль называются “близкими”.., и Всевышний, называется “близким” Израилю. И нет народа, столь близкого Всевышнему, как Израиль, как сказано: “Как Всевышний Властелин наш, во всяком воззвании к Нему” (Дварим, 4:7). И человек, который захочет протянуть руку к близким и сыновьям Всевышнего, как спасется?».
Это обещание дано не только обществу, но и каждому в отдельности. Смотри, что сказано в Иерусалимском Талмуде (Брахот, 9:1): «Сказал раби Танхума – было дело с одним кораблем не евреев, который отправился в Великое море, и был там один еврейский ребенок. Налетела на них великая буря, и встал каждый из них, держа своего идола в руках и взывая к нему, но ничего не помогало. Когда они увидели, что ничего не помогает, сказали тому еврею: сынок, встань, обратись к своему Властелину, ведь мы слышали, что Он отвечает вам, когда вы кричите к Нему, и Он могуч. Сразу встал ребенок и закричал от всего сердца, и принял Всевышний его молитву, и успокоил море.
Когда они сошли на берег, каждый отправился покупать все необходимое ему. Спросили они у того ребенка: тебе ничего не нужно купить? Сказал он им: что вам нужно от бедного странника? Сказали они ему: ты — бедный странник?! Это они бедные странники! Они здесь, а их идолы в Вавилоне, они здесь, а их идолы в Риме, они здесь — и их идолы с ними, но не помогают им! Но ты, куда бы ты ни пошел, Б-г твой с тобой! Об этом и сказано: “Как Всевышний Властелин наш, близок к нам при всяком воззвании к Нему”».
Сноски
1) Это название упомянуто в книге Йеошуа, и Раши говорит, что это Тора. Буквально «Книга прямых» — Авраама, Ицхака и Яакова (сказано в Гемаре). Есть и книга мидрашей Сефер а-яшар.
2) Слово, составленное из тех трех букв: א («алеф»), ה («hэй») и ו («вав»). А восполняют они слова: «Ибо рука на троне Всевышнего». Здесь Имя Всевышнего написано ה»י – коротко, а до полного написания четырехбуквенного имени — ה»יהו — недостает двух букв ו («вав) и ה («hэй»). И слово «трон» — כסא («кисэ) — тоже записано без одной буквы: כס («кес»), в нем не хватает третьей из упомянутых букв — א («алеф»).
3) Тем не менее, мы находим, что в поколениях были потомки Амалека, которые проходили гиюр и приобретали долю во Всевышнем. Поэтому надо сказать, что к концу времен все потомки Амалека, имеющие корни в святости, уже станут герами. И смотри, что пишет Хатам Софер в респонсе (Орах хаим, 190): «Еще ты пишешь, что внуки Амана учили Тору в Бней Браке (Гитин, 57б). Я не знаю, что ты хотел этим сказать. Может быть, возразить мудрецам, сказавшим, что “они” не восстанут? Но ведь известны слова мудрецов (Авода зара, 10б): “Не останется никого в доме Эсава из тех, кто поступает как Эсав”. И точно так же здесь: не восстанут те, кто будет поступать, как цари Кнаана, Аман и его сыновья. А когда повесили сыновей Амана, из них уже вышли те хорошие, кто в будущем станет герами, и больше таких уже не было».
Как мы видим, есть геры и из них. И пророк Овадья доказывает это. Однако более того, мы находим у самого рабейну Бахьи (Шмини, 11:4, 7), что и в будущем выйдут из дома Эдома такие, что помогут в строительстве Храма (см. там ряд деталей). На первый взгляд, рабейну Бахья противоречит себе. И смотри еще у рабейну Бахья (36:12): «Ибо этот Амалек, сын рабыни, вообще не считается семенем Эсава… И приходит Тора и заповедь после этого предостеречь нас остерегаться детей Эсава – не забирать их землю и не гнушаться ими. Ведь Эсав – это Эдом, а о нем сказано: «Не гнушайся идумеем». Но Амалека нам заповедано уничтожить и стереть его имя…». Как видишь, и у Эсава есть доля и память вместе с остальными народами. Может быть, когда рабейну Бахья написал здесь «Амалек и Эсав», он имел в виду «Амалек из семени Эсава», но остальные дети Эсава вернутся к истинной вере. И это требует дополнительного изучения. (Прим. автора)
4) То есть благоприятствует ему.
5) В астрологии планетами названы светила, подвижные относительно звезд.
6) Иногда эту планету называют Кохав Хама – Солнечная звезда. Или просто Хама, но тогда солнце будет названо иначе.
7) (…) Рабейну Бахья намекает, что начальные буквы этих слов составляют Единое Имя Всевышнего: ה»יהו, сокровенное и непроизносимое.
8) (…) В этих словах Амана тоже сокрыто Единое Имя, но в конце слов… в обратном порядке. Очевидно, это должно означать презрение к Имени Всевышнего (…) или именно способность Израиля обратиться к этому Имени «снизу вверх».
9) Цитата из Мишлей (16:18), означающая, что перед самым падением злодей находится на вершине своей гордыни.
10) Как сказано: «В двенадцатый месяц, то есть в месяц Адар, в тринадцатый день его, когда наступило время исполниться повелению царя и указу его, в день, когда враги Иудеев надеялись одолеть их, а обернулось так, что сами Иудеи одолели недругов своих» (Мгилат Эстер, 9:1).
11) (…) Здесь опять в конце слов Единое имя Всевышнего, но на этот раз в прямом порядке, а не обратном, как в словах самого Амана.
12) Рабейну говорит, что здесь «царь» – это Царь славный и возвышенный, Всевышний, поскольку не названо имя Ахашвероша. И так сказано в трактате Мгила: в любом месте, где сказано «царь», но не сказано «Ахашверош», речь о Всевышнем.