Рабби Йеошуа бар Александр Акоэн Фальк (Приша ведриша; умер в 5374 /1614/ г.) – законоучитель и комментатор.
Учился у духовных лидеров поколения – у р. Шломо Лурии (Мааршаля) в Люблине и у р. Моше Исерлиса (Рамо) в Кракове.
Был раввином в ряде общин, а затем, поселившись в Лемберге (Львове), основал ешиву, в которой, по свидетельству современника, «рано вставали, поздно ложились и презирали блага этого мира». Среди его наиболее выдающихся учеников – р. Иссахар-Бер Айленбург, знаменитый комментатор Талмуда.
Р. Фальк был одним из общепризнанных лидеров поколения: в течение некоторого времени он стоял во главе «Совета четырех земель».
Но особенно знаменит р. Фальк своим вкладом в законотворчество. Он видел опасность в том, что, пользуясь готовыми формулами Шульхан аруха, раввины могут допустить серьезные ошибки в судебной практике и в повседневном руководстве общиной. Поэтому он взялся проследить источники законов, приведенных в Шульхан арухе. Но сначала он прокомментировал кодекс Арбаа турим, составленный р. Яаковом бар Ашером (Бааль Атурим), – ведь именно этот кодекс послужил для составителя Шульхан аруха основным прототипом.
Комментарий р. Фалька состоит из двух частей: в первой из них, получившей название Приша (Пояснения), он кратко обосновывает законодательные решения, приведенные в Арбаа турим; во второй части, названной Дриша (Толкования), он приводит талмудические источники этих законов. В Дрише он также цитирует многочисленные законодательные решения мудрецов прошлых поколений, вообще не упомянутые в Арбаа турим, и кратко их комментирует. В ряде случаев он оспаривает мнения автора Шульхан аруха р. Йосефа Каро, также написавшего комментарий Бейт Йосеф (Дом Йосефа) на кодекс Арбаа турим.
Эти комментарии р. Фалька широко изучаются. В классических изданиях кодекса Арбаа турим они печатаются рядом с основным текстом.
Затем р. Фальк составил развернутый комментарий и на сам Шульхан арух. Основное внимание в этом комментарии он уделил примечаниям своего учителя Рамо, в которых отмечены нюансы в истолковании и применении законов, характерные для ашкеназской традиции. Разъясняя примечания Рамо, р. Фальк в целом ряде случаев оспаривал решения Шульхан аруха, а порой находил компромисс между противоречащими друг другу мнениями р. Йосефа Каро и Рамо.
Комментарий получил название Меират эйнаим (Свет очам). Сохранилась только часть комментария, относящаяся к разделу Хошен мишпат, в котором рассматриваются законы имущественных отношений, уголовное право и процессуальные нормы.
В классических изданиях указанного раздела Шульхан аруха комментарий р. Фалька печатается рядом с основным текстом. В судебной практике его законодательные решения пользуются высочайшим авторитетом и часто оказываются решающими.
Остальные сочинения р. Фалька – в том числе, его комментарии к Торе, хидушим (аналитические заметки) к тринадцати трактатам Талмуда и пр. – погибли во время пожара в Лемберге.
Р. Фальк скончался в Лемберге девятнадцатого нисана 5374 /1614/ года.
Жена р. Фалька, Бейла, прославившаяся своей мудростью и глубочайшими познаниями в Торе, после его смерти переселилась в Святую Землю – она умерла в Иерусалиме в возрасте семидесяти семи лет и была погребена рядом с могилой пророка Зехарьи (Седер адорот).