Евреи во всем мире скорбят в связи с кончиной Рава Шимрияу Йосефа Нисима Карелица. Рав Карелиц известен как один из ведущих поскей алаха литовского направления хасидизма, зачинатель и бессменный руководитель Бейт-дин цедек в Бней-Браке (получившего название «Габад» Бейт-дин), участник Совета мудрецов Торы «Дегель аТора», директор колеля «Хазон Иш» и раввин района Рамат Аарон.
Рав, благословенна память праведника, родился 18 Ава 5686 (26 июля 1926 года) в Белоруссии, в семье раввина Нахума Меира и рабанит Батьи Карелиц, сестры знаменитого Хазон Иша. Карелицы сделали алию в Израиль, когда Раби Нисиму было 10 лет, еще до Катастрофы. Причиной переезда послужило осознание родителями того, что, согласно польскому законодательству, им пришлось бы отправить сына в «общеобразовательную» школу. В Израиле же будущий Рав поступил на учебу в ешиву «Поневеж».
В 5719 (1959) году отца не стало, и 33-летнего Раби Нисима назначили вместо него директором колеля «Хазон Иш» и раввином синагоги Лигман.
В 5728 (1968) году Рав Карелиц основал знаменитый Бейт-дин цедек (Раввинатский суд справедливости) в Бней-Браке, который возглавлял более полувека подряд. Отделение суда было открыто в доме самого Раби Нисима при поддержке Рава Яакова Исраэля Каневски («Стэйплера»). Это наибольший по площади частный Бейт-дин в мире, насчитывающий десятки судей, специалистов по нескольким отраслям права. На его территории изо дня в день проводится определенное число заседаний по всем правилам законов Торы, рассматриваются дела о личных и имущественных отношениях и даже осуществляется процедура прохождения кошерного гиюра в соответствии с требованиями. Раввинатский суд также занимается социально-религиозными вопросами, отдел соблюдения и воспитания в духе святости курирует, помимо прочего, культурные мероприятия ортодоксального сообщества. Этот отдел первым предложил ввести понятие кошерности мобильных телефонов, не имеющих выхода во Всемирную Сеть и доступа к информационному контенту. Бейт-дин поддерживает необходимый уровень кашрута компаниям, занимающимся фильтрацией Интернета, по их обращении к религиозному сегменту, гарантирует пригодность этрогов для использования в праздник Суккот и запускает каждый год шмиты (отдыха от земледельческих работ) судебную казну с целью обеспечения соблюдения заповеди швиит, следуя предписаниям Хазон Иша.
Среди выдающихся судей, внесших свой вклад в деятельность Бейт-дина, можно назвать: рава Пинхаса Шрайбера, рава Йосефа Рота, рава Яакова Эдельштейна и рава Яакова Исраэля Позена.
Рав Карелиц председательствовал в раввинатском суде вплоть до ияра 5772 (2012) года. По прекращении службы Рава в Бейт-дине этот пост занял его зять, рав Сариэль Розенберг.
Рав Карелиц оставался и участником раввинской комиссии медицинского центра «Мааяней а-Йешуа». В 5732 (1972) году он удостоился членства в Исполнительном комитете объединения ешив и долгое время исполнял обязанности его президента, содействуя Раву Вазнеру, да будет память о праведнике благословенна.
В 5736 (1976) году Рав Карелиц вступил в должность раввина района Рамат Аарон в Бней-Браке. Через год он пополнил ряды членов Совета мудрецов Торы. Когда Совет мудрецов Торы «Дегель аТора» только образовался, в 5749 (1989) году, Рав работал его руководителем, будучи участником кампании за согласие на новое воссоединение между движениями «Дегель аТора» и «Агудат Исраэль» в 5752 (1992) году.
Раби Нисим – автор следующих книг: «Шиурей аГаон Рав Нисим», труда, освещающего алахот трумот умаасрот (законы возношений и десятин) в «Мишне Тора» по Рамбаму.
Также Раби Нисим составил «Сидрат Хут Шани» (Серия «Красная нить»). Речь о серии из 13 сборников – в них описаны законы ростовщичества, семейной чистоты, субботы (4 сборника), шмиты, праздничных и полупраздничных дней, Песаха, Рош аШана и «дней трепета», изучения Торы и тфилин.
Наследие Раби Нисима Карелица, благословенна память праведника
Благородные черты характера Рава Нисима Карелица, да будет память о праведнике благословенна, и его неповторимое восприятие реальности в целом и того, что связано с Бейт-дином, в частности, прославляло его на протяжении всей жизни и нахождения на руководящих позициях. Раби Нисим вкладывал душу в окружающих до предела возможностей.
Изначально Раби Нисим вовсе не соглашался выделять часы приема посетителей в доме, чтобы позволить гостям наведываться и днем, и ночью. Ввиду этого люди шли со своими вопросами целые сутки напролет, и лишь после настойчивых просьб об ограничении времени визитов для его здоровья он согласился. Вместе с тем при любой возможности подчеркивал, что официальное расписание вывешено только из соображений четкого порядка, но тот, у кого есть та или иная проблема, может обратиться по ее поводу когда бы то ни было. Он часто произносил фразу: «Моя дверь всегда открыта!»
Когда Раву сообщали о том, что некоторые злоупотребляют его добросердечностью, нарушая его покой случаями, не требующими срочного рассмотрения, в поздний час либо в периоды его занятости Учением и подготовкой уроков, Рав держал ответ: «Ведь нужно и пострадать немного…»
Однажды в назначенное на ночь глядя время еврей, договорившийся о встрече, не приехал. На следующее утро Рав Карелиц сказал своему сыну, раву Аврааму Йешаяу: «Я не спал всю ночь; опасался, вдруг, чего доброго, тому еврею не открыли дверь. Возможно ли, что в моем доме кому-нибудь не дадут пройти внутрь?»
«Я присутствовал при продаже хамеца у Гаона Раби Нисима Карелица, благословенна память праведника», – поведал один человек в интервью сайту «Диршу». «Как-то раз поутру Рав освободил пространство своего балкона, дабы евреи оставляли неиспользованное квасное там. Явился приятный на вид еврей с пачкой бисквитного печенья, в момент продажи хамеца внезапно положивший ее на стол Рава. Упаковка не была запечатана должным образом, и вся поверхность стола покрылась мелкой крошкой… Впечатляющее зрелище. Наблюдать за тем, как Рав в полнейшем спокойствии выдал: «Никаких проблем, принесите тряпку, уберите». Вытерли, выбросили все, сложили в дополнительный пакет и унесли на балкон».
Зять и преемник Рава в раввинатском суде, рав Сариэль Розенберг, поделился воспоминаниями о том, как тесть управлял Бейт-дином. «Рав Нисим стоял на том, что рассадка судей не должна быть направлена на отдаление от подсудимых: «Необходимо, чтобы судящиеся чувствовали, что их слышат». По этой причине он не одобрил размещение судей за отдельным столом, благодаря чему все сидят рядом по сей день».
«Сегодня в Бейт-дине произошло нечто «интересное», – упомянул Рав Нисим однажды, обращаясь к своему сыну, раву Аврааму Йешаяу. «По окончании одной судебной тяжбы я увидел, что обе стороны – и обвинения, и защиты – приняли и поняли вердикт раввинатского суда, а это явление нечастое… Обычно после оглашения приговора как истец, так и ответчик выходят с ощущением, что каждый из них прав, а осознать беспристрастность решения Бейт-дина означает «сделать исключение». Однако сегодня оба вышли довольные и не оспаривали результат».
Рав Нисим продолжал: «Думается мне, суть кроется в следующем: несмотря на то, что уже через короткий промежуток времени от начала слушания дела я вывел, чем все завершится, тем не менее дал сторонам высказаться в полной мере, не прерывая их в течение около трех часов. И, имея четкое представление о том, что им верят от и до, они отреагировали на вердикт всем сердцем…»
Зачастую Раби Нисима отождествляют «принадлежащим» к литовскому течению иудаизма, но этот великий мудрец по факту принадлежит ко всему клаль Исраэль (еврейскому народу), поднимает весь свой народ ввысь и наделяет всех его представителей святостью и благословением.
Раби Нисим был уникальным человеком по части обладания сдержанностью и немногословностью. Еще с молодого возраста от него никто не слышал бессмыслицы. Рассуждая на духовные темы, он говорил кратко и по существу, будь то учебный план, судебные заключения или письменные тексты.
Сколь близко ему было сказанное Рамбамом о талмид-хахаме: «Подобно тому, как мудрец познается в учености и знаниях, отличаясь ими от остальных в народе, он должен познаваться и в поступках… в манере речи» (Илхот Дэот 5:1), «правило таково: не говорить ничего иного, кроме умных и милосердных слов и тому подобного». (Там же 5:7) «Человек должен всегда стараться больше молчать, а говорить только о мудрых вещах или о вещах, жизненно необходимых для его тела. Сказали о Раве, ученике святого Йеуды аНаси, что он не вел пустых речей всю свою жизнь. А пустые речи составляют большую часть всех речей всякого человека. И даже о вещах, жизненно необходимых для тела, не нужно человеку чересчур много говорить. Поэтому постановили мудрецы и сказали: «Многословие приводит к греху», и еще сказали: «Не нашел я ничего лучшего для тела, чем молчание». Подобно этому, в вопросах Торы и в вопросах мудрости должны быть речи человека немногочисленными, а смысл их велик, как постановили мудрецы и сказали: «Человек должен преподавать своим ученикам кратко». (Там же 2:4)