Рабби Эльханан-Буним Вассерман (5635-5701 /1875-1941/ гг.) – выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров поколения.
Детство и юношество
Учился в ешиве г. Телза (Тельшая) у рава Элиэзера Гордона и рава Шимона Шкопа.
Особенно сильно юный Эльханан был привязан к раву Шимону Шкопу. По свидетельству жены рава Шимона, именно рав Эльханан дольше всех провожал наставника после его уроков в ешиве, заходил с ним в дом – и они вдвоем обсуждали идеи, прозвучавшие на уроке, до тех пор, пока наставник не отправлялся спать (Рав Х.-Ш. Розенталь, Тора йевакшу мипиу с.25).
В последующие годы он занимался под руководством р. Хаима Соловейчика (р. Хаима Брискера) – сначала в Воложинской ешиве, а затем, после ее закрытия российскими властями, – в Бриске (Брест-Литовске).
После женитьбы
После женитьбы рав Вассерман совершенствовал свои познания в колеле (ешиве для семейных знатоков Торы), созданном в г. Радине р. Исраэлем-Меиром Акоэном (Хафец Хаимом).
В 5670 /1910/ году р. Вассерман занял пост даяна (судьи) в Бриске, где общину возглавлял его наставник р. Хаим Соловейчик.
В начале первой мировой войны Бриск сгорел во время боев, и рав Вассерман вернулся в Радин, к Хафец Хаиму. Зимой 5675 /1915/ года, когда линия фронта приблизилась к Радину, р. Вассерман вместе с Хафец Хаимом и его ешивой обосновался в г. Смолевичах, возле Минска. Позднее, передвигаясь вместе с отступающими русскими войсками, они добрались до Могилева.
После войны р. Вассерман основал ешиву Оэль Тора (Шатер Торы) в городе Барановичах, отошедшем к независимой Польше.
Тесная связь с Хафец Хаимом
И в эти годы он не прерывал тесной связи с Хафец Хаимом – каждый год р. Вассерман приезжал в Радин на Рош а-шана и Йом кипур, чтобы молиться в присутствии великого праведника. Именно р. Вассерман удостоился принять от Хафец Хаима сокровенную традицию, связанную с секретами кабалы.
После смерти Хафец Хаима, последовавшей в 5693 /1933/ году, р. Вассерман стал его духовным преемником. Он являлся одним из лидеров всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля).
Статья «Перед приходом Машиаха»
В 5697 /1937/ году рав Вассерман написал небольшую статью, названную Иквета димешиха (Перед приходом Машиаха). В этой статье он представил всесторонний анализ современного состояния еврейского народа и, следуя оценке Хафец Хаима, указал, что данная эпоха непосредственно предшествует геуле – конечному избавлению, связанному с приходом царя-машиаха.
Он рисует трагическую картину духовного разложения еврейского большинства, «служащего демократии, социализму, коммунизму и прочим «измам», в изобилии посыпавшимся на наше поколение» – и как следствие этого, «большая часть детей растет настоящими неевреями». В большевистской России, где «евсеки бесчинствовали в течение двадцати лет, выкорчевывая даже память о Торе, …молодое поколение уже не имеет никакого представления о том, что значит быть евреем». Даже Святая Земля, призванная стать оплотом духовного возрождения, «заселяется отступниками, намеренно гневящими Б-га». Эта ситуация, по мнению р. Вассермана, чревата для народа невиданной катастрофой. Ведь, «когда евреи преступают границу и приближаются к гоям ближе установленного предела, гои силой выталкивают их обратно, восстанавливая исходное равновесие». «Когда на нас поднимется очередной Аман, – писал р. Вассерман, – нам следует понимать, что этот Аман – не что иное, как палка, брошенная в нас с Неба». Выполняя свою функцию «палки» в руке Творца, «гои треснут евреев по голове и скажут яснее ясного: знайте, что вы – евреи, и останетесь евреями даже против собственной воли».
«В наше время, – констатировал он, – евреи избрали для себя два главных идола, которым они приносят свои жертвы: речь идет о социализме и национализме (сионизме). …И произошло чудо: на Небесах эти два идолослужения объединили в одно – национал-социализм – и сделали из него жезл страшного гнева» (Иквета димешиха).
Эта книга, написанная на идиш, была издана в самом начале 5699 /1939/ года и немедленно переведена на иврит, а позднее на многие европейские языки, в том числе, и на русский.
Всемирная слава ешивы
В 5690-е /1930-е/ годы ешива р. Вассермана в Барановичах приобрела всемирную славу, и число студентов в ней возросло до четырехсот. Из года в год ему приходилось объезжать богатые общины США, Англии и Германии, собирая благотворительные средства на поддержку ешивы.
Вторая мировая война
День начала второй мировой войны он встретил в Америке, и ему немедленно предложили политическое убежище. «У меня там четыреста сыновей, – сказал он. – Как же я могу их оставить?!».
Вместе со своей ешивой, бежавшей из советской оккупационной зоны в независимую Литву, он оказался в Ковно (Каунасе). С приходом нацистов всех евреев города перевели в гетто, расположенное в пригороде Ковно, Слободке.
Арест и расстрел
В Небесах нас избрали для того, чтобы искупить народ Израиля – говорил он. – Времени осталось совсем немного, до Девятого форта рукой подать – мы должны обратиться к Б-гу в полном раскаянии, и тогда наше жертвоприношение будет принято с благоволением на Небесах. Благодаря этому будут спасены жизни наших братьев и сестер в Америке и других странах
Одиннадцатого тамуза 5701 /1941/ года литовские полицейские ворвались в комнату, где р. Вассерман занимался со своими студентами. Литовцы отконвоировали их в Девятый форт ковенской крепости, где обычно проводились массовые «ликвидации» еврейского населения. По свидетельству чудом уцелевшего очевидца, по пути р. Вассерман разъяснял ведомым на казнь евреям смысл и значение заповеди «кидуш Ашем» (освящения Имени Б-га)». «В Небесах нас избрали для того, чтобы искупить народ Израиля – говорил он. – Времени осталось совсем немного, до Девятого форта рукой подать – мы должны обратиться к Б-гу в полном раскаянии, и тогда наше жертвоприношение будет принято с благоволением на Небесах. Благодаря этому будут спасены жизни наших братьев и сестер в Америке и других странах». Он говорил мягким, спокойным голосом, как на уроке в ешиве, – ни в его походке, ни в выражении лица не было заметно никаких изменений. Перед самым расстрелом р. Вассерман произнес: «Пойдемте с высоко поднятой головой! …Мы сейчас выполняем самую великую заповедь – кидуш Ашем». Он обратил внимание своих спутников на то, чтобы в этот момент выполнения последней заповеди у них «не было, не дай Б-г, никаких посторонних мыслей, делающих жертвоприношение непригодным» (Гдолей адорот; Бесетер раам с.406).
Рав Эльханан-Буним Вассерман погиб рядом со своими учениками, освятив Имя Б-га.
Духовное наследие
В послевоенные годы записи его лекций, прочитанных в ешиве, были собраны в книгу Ковец ашиурим (Собрание уроков). Эта книга широко изучается в ешивах по всему еврейскому миру.
Его статьи и беседы по сложнейшим вопросам еврейского мировоззрения были объединены в сборник Ковец маамарим (Собрание статей).