«Чтобы слушали и чтобы учились»
Дварим (31:12)
Рабейну Йосеф Хаим, благословенна память праведника, напомнил в своем выступлении известный рассказ из мидраша, и дал ему глубокое объяснение. Он соотнес его с нашей главой и сделал из него поучительный вывод.
История об одном торговце, уехавшем за море и гостившем в еврейской семье. Сказали наши мудрецы: ноги человека ведут его к месту его смерти (Трактат Сука, 53). Торговец заболел, и почувствовал, что конец близок. Передал он свои деньги хозяину, принимавшему его, и сказал: «Пошли письмо моему сыну, пусть приедет и заберет свое наследство». Сказал ему хозяин: «Как узнать, что письмо не попало в руки чужого человека, мошенника, который может представиться твоим сыном?»
Ответил больной: «Мой сын мудр и разумен, поэтому проверь его, и ты поймешь. Если он проявит себя как мудрец, можешь дать ему мои деньги со спокойным сердцем».
Верен был хозяин своему слову. Похоронил с почетом своего гостя и послал письмо его сыну. Известил о смерти отца и пригласил приехать за наследством. Много дней письмо было в пути, и много месяцев продолжалось плавание в те дни. По прошествии долгого времени приехал юноша и представился сыном умершего торговца. Хозяин принял его с большим почетом и дал в честь него обед. Присутствовали на нем его жена, двое его сыновей, две его дочери и приехавший юноша.
Поднесли к столу пять запеченных кур. Сказал хозяин юноше: «Со всем уважением, раздели их, пожалуйста».
Ответил юноша: «Пусть его честь, хозяин дома, разделит их по своему желанию»
Сказал хозяин: «Уважу тебя «.
Стал юноша делить кур. Одну он дал хозяину дома и его жене, одну — двум сыновьям, одну — двум дочерям, а двух кур взял себе. И начал есть…
Потемнело лицо хозяина, но не сказал он ни слова.
В следующую трапезу принесли только одну большую, откормленную курицу, и хозяин дома сказал: «Пожалуйста, раздели».
Отрезал юноша куриную голову и положил перед хозяином дома. Внутренности дал его жене, ножки — его сыновьям, а крылышки — его дочерям. Себе он взял среднюю часть и стал с аппетитом есть…
Не смог хозяин удержаться и спросил: «Это у вас в городе так делают: тот, кто делит, берет себе львиную долю?»
Ответил юноша: «В первый раз ты принес пять кур. Дал я одну тебе и твоей жене — это три. Одну дал твоим сыновьям — это три. Одну дал твои дочерям — это тоже три. А две курицы я взял себе, это опять три…
А во второй раз я дал тебе голову, ибо ты хозяин дома. Твоей жене я дал внутренности, ибо она внутренность дома. Твоим сыновьям — ножки, так как на них дом стоит. Дочерям твоим — крылышки, так как скоро они выйдут замуж и упорхнут из гнезда. А себе я взял тело курицы, похожее на корабль, так как на корабле я приплыл за наследством моего отца и на корабле возвращусь»…
Поразился хозяин его мудрости и отдал ему все имущество.
И удивляется Бен Иш Хай: Ведь нет здесь глубокой мудрости, лишь легкая шутка. Но, допустим, есть здесь мудрость, разве нет смышленых мошенников? Как доказать, что он — настоящий наследник?!
И объяснил, что действия юноши были с намеком, а хозяин был сообразительным и понимающим. Вначале он намекнул ему, что мудрость сына может перейти к нему по наследству от отца или матери, а иногда дает Ашем мудрость, даже если ее не было у родителей. Но насколько возрастает мудрость, когда выполняются все три условия: и отец и мать были мудрыми, а сын сам по себе мудрец. На это он намекнул, деля на три.
После этого принесли одну курицу, и поведение гостя противоречило всем принятым правилам. Хозяину он дал голову, которую обычно не едят, а выбрасывают, жена хозяина получила внутренности, которые тоже обычно выбрасывают. И остальные получили понемногу, а себе он забрал самую большую долю. И догадался хозяин, что дан ему намек, чтобы смог понять, честен ли юноша или хочет украсть деньги, которые были ему переданы. Намекнул юноша: отец семейства несет серьезную ответственность, он голова, которую не едят, а вся ее роль в том, чтобы управлять телом. У главы семьи есть воспитательная функция, и он обязан удаляться от незаконного богатства, чтобы воспитать честность в детях. Таков должен быть глава семьи, и мать несет ответственность вместе с ним.
А тот, у кого такие понятия и такие намеки — честный человек и имеет право на наследство. И закончил Бен Иш Хай: это указала нам Тора в нашей главе. Отцы привели с собой на «собрание» жен и детей. И хотя основное обучение предназначено для глав семьей, они должны помнить, что они не одни, и обязаны привести с собой свою семью. Ибо отец семейства несет ответственность за всю семью, ответственность за воспитание и обучение. Вместе с матерью, хозяйкой дома. «Чтобы слушали и учились», и знали, как велика их ответственность.