Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Рахав («блудница») и разведчики

История, описанная в книге Йеошуа, главы 2:1–24

Мендел Дубов

 

Йеошуа отправляет разведчиков в Йерихо

Большая часть недельной главы Шлах посвящена рассказу о 12 разведчиках, посланных Моше в Землю Израиля. Спустя сорок лет после этого, находясь буквально на пороге Святой Земли, преемник Моше, Йеошуа, бывший до этого в числе тех 12 человек, уже сам отправляет двух разведчиков в город Йерихо.

Выучив определенный урок из прошлой разведывательной миссии, Йеошуа отправляет в на дело двух самых надежных людей в Израиле. Хотя в танахе нет прямого указания на их личности, Мидраш идентифицирует их как Пинхаса и Калева.(1) Калев был тем, кто в первой разведке Святой Земли был вместе с Йеошуа и оставался верен Всевышнему, сопротивляясь давлению, которое оказывали на него другие разведчики, и трактуя все странные знаки, которые те видели пугающими, в пользу еврейского народа. Пинхас также доказал свою полную приверженность Богу, когда во время массового греха евреев с девушками Мидьяна убил вождя племени Шимона и принцессу Козби, которую он публично ввел в свой шатер.

Миссия разведчиков состояла в том, чтобы почувствовать атмосферу, которая царила в городе перед тем, как израильтяне собирались в него войти. Эта информация, переданная из первых уст, укрепила бы людей в подготовке к битве. Кроме того, Йеошуа должен был иметь представление о карте местности и самого города, чтобы сделать его захват наиболее эффективным.(2)

 

Рахав спасает разведчиков

Придя в город, разведчики отправились в дом некой “Рахав ха-зона”, расположенный в городской стене. Комментарии по поводу смыслу слова “зона” различаются. Обычно его понимают как «проститутка». Однако Раши, следуя объяснению Таргума, рассматривает это слово как корневую часть еврейского слова “мезонот”, означающего «пропитание» или «выпечка». Согласно этому подходу, Рахав была владелицей довольно популярного трактира. Талмуд(3), однако, понимает это слово в его более простом смысле и считает, что разведчики специально зашли к ней, потому как частыми “гостями” Рахав были знатные люди города, а это делало ее важнейшим источником информации.(4) Другая причина заключалась в том, что пребывание в доме такой женщины могло стать идеальным прикрытием для разведчиков: хананеи, населяющие Израиль, знали о том, что еврейские законы не приемлют разврат, а потому не должны были заподозрить Рахав в пособничестве евреям и вообще в том, что они могли в такое место наведаться.

Однако слух о двух подозрительных посетителях дома Рахав все же дошел до правителя города. Жители Йерихо были очень насторожены накануне войны, и поэтому незнакомцы сразу же оказались замечены. Тут же к ней были отправлены послы от правителя, чтобы схватить этих людей и привести на допрос. Рахав быстро спрятала разведчиков на своей крыше, и лишь после этого открыл дверь послам. Она рассказала, что ее действительно посетили два незнакомца, но она не знала, откуда они пришли, и в любом случае они уже покинули город. Рахав предположила, что если срочно начать погоню, еще есть шанс поймать беглецов.

Послы прислушались к ее совету, и долгое время гнались за евреями. Тем временем Рахав вернулась на крышу, где укрыла разведчиков, и рассказала им о великом страхе, наполнившем души местных жителей. разлетевшиеся по всему миру новости о разделении Красного моря, предварявших его египетских казнях, и чудесных войнах с Сихоном и Огом достигли и Ханаана. Сердца его жителей были охвачены трепетом перед народом Израиля и их Богом, который, как было видно из этих событий, полностью контролировал мир и природу.

Рахав посоветовала разведчикам сбежать через окно ее дома, которое выходило наружу городской стены, и спрятаться в горах на три дня. Прежде чем отпустить их, она взяла с ним обещание, что когда еврейский народ придет в город и захватит его, никто не тронет ее саму и ее семью. И разведчики поклялись ей, что так и будет. В качестве особого знака для еврейских солдат она должна была вывесить красную нить из того окна, через которое ушли разведчики, собрать в доме всю семью и в течение битвы не покидать его стен.

Спустя три дня разведчики вернулись к Йеошуа с новостями о том, что Бог фактически уже отдал эту землю в их руки.

 

Коэн-разведчик

Как упоминалось выше, Мидраш идентифицирует одного из шпионов как Пинхаса, сына Элазара, сына Первосвященника Аарона. Это особенно интересно, если учитывать тот факт, что, когда Моше отправлял 12 разведчиков от себя, среди них были представитель каждого колена, кроме представителя от Леви, того колена, к которому принадлежали сами Моше, Аарон и, соответственно, Пинхас.

Отсутствие представителя от левитов в первой миссии можно легко понять: это колено никогда не принимало участия ни в каких военных действиях и не должно было получить отдельный надел в Израиле после его завоевания. Функция колена Леви заключалась в том, чтобы служить в Храме и учить народ Торе(5), и по этой причине они не принимали участия в обыденной жизни народа. Почему же теперь Йеошуа все же решил отправить Пинхаса в на разведку?

Этот вопрос приобретает дополнительный оттенок, если рассматривать личность Пинхаса отдельно. В своем комментарии Раши поднимает лингвистическую особенность одного из стихов. Рассказывая историю о Рахав, скрывающей разведчиков, говорится, что Рахав спрятала «его» — в единственном числе. Раши предлагает простое объяснение, заключающееся в том, что Танах довольно часто говорит в единственном числе вместо множественного. Причиной такого выбора в данном случае было то, что она прятала разведчиков очень быстро и в узком месте, как если бы ей пришлось прятать только одного человека.

Однако раши продолжает и цитирует Мидраш, в котором говорится, что Рахав действительно скрывала только одного из разведчиков: действительно, Пинхас и Калев пришли в Йерихо вместе, но если Калева пришлось прятать, то Пинхас остался в комнате, став невидимым, потому что он был подобен ангелу. Тело Пинхаса было настолько духовным, что оно не обязательно должно было быть видимым человеческому глазу. (Интересно отметить, что во многих источниках Пинхас интерпретируется с пророком Элияу.(6) Элияу был единственным человеком, упомянутым в Ктувим (Писании), чье физическое тело было возведено до уровня статуса ангела. Он вознесся на небеса — минуя стадию отделения души от тела — на огненной колеснице.(7)) Поэтому кажется особенно странным, что такой человек как Пинхас, полностью удаленный от физического мира, должен быть отправиться на важнейшую и деликатную военную миссию.

В хасидских учениях решение отправить на вторую разведку Святой Земли человека из колена Леви говорит о некоторых более глубоких идеях, заложенных в этой истории.

Завоевание Обетованной Земли и поселение в ней еврейского народа должно было стать исполнением общего Божественного плана творения мира: превратить прежде низкое и темное место в обитель для Всевышнего. Евреи должны были взять «Землю Ханаан» и превратить ее в «Землю Израиля». А чтобы достичь этой цели, необходимо было избавить страну от ее нечестивых жителей и их многочисленных идолов и наполнить ее духом Торы и заповедей.

В более широком смысле эта миссия — миссия каждого еврея во все времена. Душа, Божественная сущность, искра, направляется вниз, чтобы существовать в физическом мире, в человеческом теле. Этот невероятный путь проделывается с намерением, что душа должна влиять на тело и духовно поднимать его уровень (а также уровень мира вокруг него) — превращать тело, наполненное животными инстинктами, в канал, несущий в мир Божественность. Разведчики, которые послал Йеошуа бен Нун, были, по сути, первыми посланниками на пути этого духовного завоевания страны. В духовном плане их миссия заключала в себе этот великий план слияния физического и божественного.

Два разведчика, посланных Йеошуа, означали духовное (Пинхас) и физическое (Калев). Душу и тело. Левитов и остальных израильтян. Поэтому Йеошуа отправил как Пинхаса, так и Калева в качестве предшественников входу всего народа в Израиль — ведь именно вместе они представляли собой общий замысел самого входа. Это дает дополнительное понимание особенности стиха про разведчиков: первичный замысел Всевышнего — это объединение и гармония двух компонентов нашего мира, духовного и материального.

Окончательное воплощение этого слияния между физическим и Божественным произойдет, когда придет Машиах. Про это время Талмуд говорит нам, что тогда колено Леви наконец получит свой отдельный надел в Земле Израиля.(8) Идея этого может быть хорошо понята в свете вышеизложенного:

Единственная причина, по которой при разделе Земли Израиля колено Леви не получало своего отдельного земельного надела, заключалась в том, что его представители должны были проживать среди остального народа, чтобы служить всем людям духовными проводниками. Это являлось необходимостью в то время, пока физический мир воспринимался как противоположность божественной реальности. Во времена Машиаха же это разделение должно исчезнуть. «Занятие всего мира будет состоять только в том, чтобы узнавать Бога… как говорится в стихе: «Знание Бога наполнит землю, как вода наполняет море».(9) В это время уже не будет никакой необходимости колену Леви быть рассеянным среди других колен, потому что жизнь всего мира и так будет на высшем уровне божественного осознания, а потому они смогут жить отдельно, в своем наделе.

Поэтому кажущееся на первый взгляд необычным решение Йеошуа отправить разведчиком коэна, Пинхаса, вместе с представителем другого колена Израиля, Калевом, для прохождения первого этапа завоевания Святой Земли, на деле и означало саму суть этой миссии, и олицетворяло ее окончательное осуществление.(10)

 


Сноски

  1. Танхума, Шлах 1.
  2. См комментарий Гершуни и Абарбанеля на эти стихи.
  3. Талмуд, Зевахим 116b.
  4. См. комментарий р. Моше Альшеха на главу Шлах.
  5. В Бемидбар, 18:20 сказано об этом, когда Всевышний обращается к Аарону: “В стране  не получишь ты надела, и удела не будет у тебя среди них, Я — твой удел и твой надел среди сынов Израиля”.
  6. См. Зоар 2:190a.
  7. См. Сефер ха-Маамарим 5666, стр. 159.
  8. Талмуд, Бава Батра 122a и комментарий Рашбама там же.
  9. См. заключительные слова Маймонида на его труд Мишне Тора.
  10. Сефер ха-Сихот 5750, стр. 517; 5751, стр. 629.

 

Была ли эта информация полезной?

Да
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому