Из речи, произнесённой перед воспитанниками еврейского детского пансиона «Пессин-Ваксман Центр»
Йосеф — прообраз сироты
Йосеф является прообразом каждой сироты, каждого ребёнка, лишённого дома и терпящего притеснения со стороны своего окружения. Прообразом тех, кому приходится находится в детском доме вдали от семьи, и тех, у кого нет отца или матери, или обоих родителей.
Сам Йосеф тоже был сиротой — в раннем детстве он лишился матери, потом был продан своими братьями в рабство и в течение двадцати лет находился вдали от дома. Всё это время рядом с ним не было ни одной близкой, любящей души. Тем не менее мы видим, что провидение Святого, благословен Он, никогда не оставляло его. Всевышний уделяет особое внимание успеху этого одинокого ребёнка, и ребёнок этот преуспевает гораздо больше всех остальных детей мира. Интересно отметить, что богатейший из российских евреев сегодня, человек по имени Роман Абрамович, тоже вырос в детском доме.
Подарок, которым Всевышний одарил Йосефа, — способность располагать к себе любого встречного человека. Эта способность вызывать симпатию несомненно является подарком Всевышнего, благословенно Имя Его. Человек может быть и красивым, и богатым, и умным, но совсем лишённым способности снискать расположение окружающих, потому что Всевышний не наделил его даром вызывать симпатию. С другой стороны, мальчик-сирота, раб, еврей, абсолютно никому не известный, может сразу же снискать благосклонность в глазах всех, кто имеет с ним дело и преуспеть во всех своих начинаниях.
Евреи нашли милость в глазах Бога
Крайне интересно сказанное пророком Ирмияу о народе Израиля в целом (Ирмияу 31:2-4):
Так сказал Б-г: «Обрёл [Мою] благосклонность в пустыне народ, спасшийся от меча, идущий [за Мною] к покою его, Израиль». Издалека Б-г показался мне. «И любовью вечной возлюбил Я тебя, поэтому протянул к тебе Своё милосердие. Ещё отстрою я тебя, и отстроишься ты, [о] Дева Израиля, ещё украсишься ты бубнами своими и выйдешь в танце веселящихся».
«Народ, спасшийся от меча» — это народ, нашедший милость в глазах Всевышнего в пустыне. Тот, кто прошёл в своей жизни через трудности, находился вдалеке от дома, был порабощён, прошёл через нищету и несмотря на это не отчаялся, начал заново отстраивать свой мир — это и есть тот, кто сможет снискать расположение в глазах Б-га, и тот, кому Всевышний даст возможность снискать расположение в глазах людей.
Именно об этом мы просим в молитве Биркат а-Мазон:
«И обретём мы благосклонность и признание в глазах Г-спода и человека».
Эта статья — отрывок из книги рава Пинхаса Гольдшмидта «Слово Торы». Эту книгу можно купить на сайте Еврейской Книги.