«А сыновьям наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки» (25:6).
Еврейская душа стремится к духовности, к смыслу жизни, к настоящим традиционным ценностям. Счастливы те, кто получает воспитание согласно Торе, открывающее перед ними окно в этот удивительный мир, богатый и истинный – мир иудаизма и его сокровищ.
Но много таких людей, у которых отняли эти богатства, которым преградили путь к сокровищам их наследия. Их души не ведают покоя и продолжают искать. Они берут рюкзак на плечо и едут на просторы Индии и в горы Тибета, в храмы Непала и монастыри Бирмы. Они проходят по веревочным мостам, протянутым над пропастью, пересекают древние леса, сгибаются, чтобы пролезть в пещеру и встретить там изможденного отшельника с отвердевшими волосами и длинными, подобно мечам, ногтями. Беседа ведется в таинственном полумраке, на ломаном английском языке. «Откуда вы?» – спрашивает их отшельник. «Из Израиля», – отвечают они. «Так вы евреи? Тогда что вам тут надо? Ведь это у вас есть Источник! Идите в свои духовные школы, там вы найдете всё. У нас лишь бледная копия, оторванная от корней. Здесь сумерки, а там – свет!» И отшельник отправляет их прочь. Так они выходят из сумерек к свету.
Уже не один и не два вернулись оттуда – прямиком в ешиву. Об этом мы читаем в стихе нашей недельной главы: «А сыновьям наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки, и отправил их от Ицхака, сына своего, еще при жизни на восток, в восточную страну».
Раши комментирует это так: «Подарки – нечистое имя передал им». Это объясняется в книге Зоар (ч. 1, 133б): Авраам дал им знания о самых нижних уровнях духовных миров, и только Ицхак поднялся к высотам тайной мудрости, где всё связывается в полном единстве с провидением Всевышнего. А они, носители низкой и обрывочной мудрости, пошли на восток, и от них распространились все восточные учения – ограниченные и искаженные, после того как были переданы через десятки поколений.
Тогда как здесь, в сокровищницах святой Торы, всё остается в чистоте и ясности, в своем первоначальном и совершенном состоянии.
Зачем нам копаться в разбитых ямах, неспособных удерживать воду, когда у нас есть источник живой воды – беспредельная и возвышенная мудрость, чудесная истина. Это мудрость, которая связывает человека с Творцом и проливает на него свет: «Счастлив человек, слышащий меня, усердствующий у дверей моих изо дня в день. Нашедший меня нашел жизнь – он получит желаемое от Б -га» (Мишлей 8:34).