«Назначьте судей и надсмотрщиков во всех вратах твоих» — Дварим 16:18
Тора предписывает нам назначать судей, а также офицеров, которые выступают для народа в роли надсмотрщиков. Но как назначаются эти судьи и какова их юрисдикция? Давайте рассмотрим еврейскую судебную систему, начиная с эпохи существования древнего Сангедрина и до современных раввинских судов.
Верховный суд: Большой (Великий) Сангедрин, 71 человек
Еврейский верховный суд в древние времена назывался Сангедрин («Собрание») или Сангедрин ха-Гадоль («Великое Собрание») и состоял из 71 мудреца.
Почему 71? потому что Всевышний сказал Моше: «Собери Мне 70 человек из старейшин Израиля». А сам Моше должен был стать председателем этого собрания, поскольку стих продолжается словами: «И пусть станут они там с тобой».(1) Таким образом, 70 старейшин плюс Моше — получается 71 мудрец.
Когда Моше скончался, вместо него на место судьи был назначен другой человек с величайшими знаниями. Тогда эта должность стала называться наси, и этот человек должен был сидеть во главе суда. Справа от него сидел Ав Бейт Дин (глава суда), второй по величине судья, который был назначен помощником наси. Остальные 69 мудрецов сидели перед ними, рассаженные в соответствии с возрастом и ростом. Чем мудрее судья, тем ближе он должен был сидеть к наси.(2)
Сангедрин всегда находился рядом с Мишканом или с Храмом. Во времена Моше он был у входа в Мишкан; в более поздние времена мудрецы заседали в специальной комнате внутри храмового комплекса. К концу эпохи Второго Храма он созывался в разных местах по Святой Земле и продолжал функционировать вплоть до 5-го века, пока не был закрыт по велению властей Рима.
Функция Сангедрина
Любые законы и таканот (постановления), изданные Сангедрином, являются обязательными для всего еврейского народа. Хотя суды низшей инстанции, состоящие из 23 судей (Малый Сангедрин), могли заниматься делопроизводством, только основной Великий Сангедрин имел полномочия по делам, связанным с царем, преступлениями, совершенными первосвященником, или преступлениям, совершенными целым племенем или городом.
Полномочия, которыми был наделен только верховный суд, также включали:(3)
- Коронацию царя.
- Утверждение «добровольных» войн (милхемет ха-решут), таких как, например, войны ради расширения границ страны.
- Расширение святых мест, таких как Иерусалим и двор Святого Храма.
- Назначение членов Малого Сангедрина из 23 человек.
Кроме того, поскольку Сангедрин должен был заслушивать все показания напрямую, а не через переводчика, было бы предпочтительно, чтобы его члены были знакомы с каждым языком, на котором говорили евреи по всему миру. Когда в показаниях использовался иностранный язык, Сангедрин должен был иметь в своем составе по крайней мере двух человек, которые хорошо говорили на этом языке, чтобы иметь возможность проверить свидетелей, и третьего человека, который по крайней мере просто понимал этот язык.(4)
В отличие от современных верховных судов, Сангедрин не был «апелляционным судом» в том смысле, чтоб истец мог в нем обжаловать приговор. Однако, если суд низшей инстанции не был полностью уверен в вердикте, он мог передать дело в вышестоящий суд.
Малый Сангедрин: 23 человека
Существовали также и меньшие по размеру суды, которые состояли лишь из 23 человек, что являлось минимальным количеством судей, необходимым для рассмотрения дел о преступлениях, карающихся смертной казнью(5).
Интересно, что даже случаями с животными, которые подлежали убою по решению суда, заниматься должен был тоже Малый Сангедрин, если только, конечно, при этом были соблюдены все необходимые нормы безопасности.(6)
В дополнение к двум Малым Сангедринам, расположенным у входов во внутренний двор Храма и на Храмовую гору, в каждом значимом по размеру или статусу городе, а также у каждого колена был свой собственный Малый Сангедрин.(7)
Стандартный раввинский суд: три судьи
Обычный трибунал состоял из трех судей(8) и имел право рассматривать денежные вопросы, а также дела, связанные с телесными наказаниями. Однако такие суды не имели полномочий заниматься какими-либо случаями, который может даже в потенциале развития могли бы привести к смертному приговору.(9)
Квалификация судей
Каждый судья должен был обладать следующими семью качествами: мудростью, смирением, страхом перед Всевышним, равнодушием к деньгам (даже своим собственным), любовью к истине, любовью к людям в целом и хорошей репутацией.
Кроме того, чтобы быть назначенным Большой или Малый Сангедрин, нужно было обладать глубоким пониманием законов Торы и так же некоторыми знаниями об интеллектуальных дисциплинах, таких как медицина, математика, времяисчисление, астрономия, астрология и представления о разных идолопоклонских культурах, чтобы судьи знали, как разбирать дела, связанные с этими областями. Судья на момент назначения не мог быть слишком старым или бездетным, поскольку именно человек с семьей, скорее всего, мог бы судить другого с состраданием и милосердием. Членами Сангедрина могли быть коэны, левиты или другие представители народа Израиля.
Для того, чтобы какой-либо суд мог рассматривать дела о преступлениях, карающихся смертной казнью или телесными наказаниями, и даже о любых физических повреждениях, его судьи должны были иметь раввинскую смиху (речь о посвящении в раввины, которое происходило от Моше и передавалось напрямую от него к его ученикам и далее, а не о современных смихот).(10) Недостаточно совершенный по сравнению с временами Храма современный раввинский суд может выносить решения по денежным спорам, предполагая, что ответчик должен компенсировать истцу его финансовые потери. Однако же такой суд не имеет полномочий требовать с него выплаты штрафов в соответствии с тем, что сказано в Торе (например, таких, как когда вор после суда обязан был возместить стоимость украденного вдвое).(11)
Назначение Великого Сангедрина
Согласно раву дону Ицхаку Абарбанелю, во времена царей народа Израиля члены Сангедрина назначались самим царем. В более поздние времена, когда народом правили наси, назначение новых судей шло по согласованию с остальными членами суда, и появляющиеся вакантные места заполнялись по мере их возникновения. Когда очередной наси умирал, члены Сангедрина сами выбирали, кто из их числа сможет заменить его на этом посту.(12)
Назначение Малого Сангедрина
Маймонид цитирует талмудическое учение о том, что высший суд отправлял эмиссаров по всей земле Израиля, чтобы искать судей.13 Всякий раз, когда они находили человека, обладавшего всеми семью качествами, описанными выше, они назначали его судьей в своем городе. Оттуда они по мере необходимости могли продвигать его в Малый Сангедрин, который заседал у входа на Храмовую гору. Затем он мог получить повышение и попасть в суд, который находился у входа во внутренний двор Храма, а потом и в Большой Сангедрин.(14)
По словам Абарбанеля, люди каждого колена и города выбирали судей, которые сидели в судах низшей инстанции, включая Малые Сангедрины, из своего числа. Интересно, он также говорит, что настоящая причина существования двух судов около Храма заключалась в том, что Иерусалим был разделен между коленами Йеуды и Биньямина, и каждое колено получило свой собственный суд.(15)
Общепринятое мнение соответствует взглядам Маймонида.
Современные раввинские суды
У современных общин есть разные механизмы для назначения раввинских судей. В некоторых городах есть особый избирательный совет, в который могут входить раввины различных синагог. Этот совет назначает членов раввинского суда своего города. А в других общинах проводятся общественные выборы.
Кроме того, во многих случаях может быть сформирован специальный арбитражный суд для отдельного конкретного спора. Каждая сторона выбирает одного раввина, которого считает надежным, и затем эти два раввина вместе выбирают третьего раввина, который бы к ним присоединился. Это называется завла, что является аббревиатурой ивритских слов зэ борер ло эхад: «Этот выбирает себе одного [и этот выбирает себе одного]». Еще до начала разбирательства каждая сторона соглашается соблюдать постановление суда, которое будет являться для них полным обязательством.
Сегодня, когда без Сангедрина, у нас нет единообразия в трактовании закона, как это было в древние времена, и потому есть больше возможностей для споров. И поэтому мы три раза в день повторяем в молитве просьбу к Всевышнему: «Восстанови наших судей, как в прежние времена…» Пусть же это произойдет в наши дни!
Сноски
- Бемидбар 11:16.
- Мишне Тора, Хилхот Сангедрин 1:3.
- Талмуд, Сангедрин 2a.
- Талмуд, Сангедрин 17b и комментарии на него.
- Хотя число 23 основано на Устной традиции, в Торе есть на него намек. Стихи Бемидбар 35:24-25 гласит: «Рассудить должно общество … и спасти должно общество». Подразумевается, что существует вероятность того, что одно общество может «рассудить», — приговаривая к смерти, — а другое «спасти» — вынося оправдательный приговор. Обществом называется группа, состоящая не меньше, чем из десяти человек. Таким образом, по меньшей мере получается 20 судей. А еще трое судей добавляются, чтобы у суда была возможность «следовать за мнением большинства». См. Мишне Тора, Хилхот Сангедрин 5:3.
- Мишне Тора, Хилхот Сангедрин 5:2.
- Мишне Тора, Хилхот Сангедрин 5:2.
- В определенных целях, например, для объявления нового месяца или установления високосного года, созывались специально сформированные суды других размеров.
- Мишне Тора, Хилхот Сангедрин 5:3.
- Мишне Тора, Хилхот Сангедрин 4:1. Хотя в некоторых изданиях указано, что смиха должна быть только у одного члена суда, похоже, что правильное прочтение, как в старых рукописях, состоит все же в том, что ей должны обладать все члены суда. Сам Маймонид говорит об этом в своем комментарии к Мишне, Сангедрин 1:3.
- Мишне Тора, Хилхот Сангедрин 5:9.
- Абарбанель, Дварим 16:18.
- Сангедрин 88b.
- Мишне Тора, Хилхот Сангедрин 2:8.
- Абарбанель, Дварим 16:18.