«Это слова, которые говорил Моше всему Исраэлю» (Дварим, 1:1).
Толковал раби Шалом Швадрон, благословенна память праведника: Раши объясняет, что в начале главы Моше перечисляет места, где произошли события, вызвавшие гнев Вездесущего, поэтому в этих словах скрыт намек, чтобы не опозорить народ Израиля. А если бы сказал прямо, евреи устыдились бы так, что потеряли бы сознание. Если это действительно так, то задумаемся, как опускается духовный уровень из поколения в поколение. И поэтому в афтаре к недельной главе пророк Ишаяу прямо говорит: «Сыновей Я вырастил и поднял их, а они согрешили у Меня… Знает бык кто купил его, и осел – ясли хозяина своего. Исраэль не знает, народ Мой не вглядывается».
Сколько поколений сменилось, только от Моше Рабейну и до пророка Ишаяу, но пророк Ишаяу может уже говорить открыто, без всяких намеков. Но духовный спуск не прекратился, и продолжается, включая наше с вами поколение. Тогда подумаем, где мы находимся? Написано в святой книге «Зоар», почему наше поколение называется “пятками Машиаха”? Потому что это поколение будет самым материальным из всех поколений, как пятка, являющаяся самой материальной частью тела. Ведь если уколоть иголкой глаз, упаси Б -г, он сразу же заслезится и человек может даже ослепнут, не дай Б- г! А если уколоть руку, в ней сразу возникнет болевое ощущение. Но если уколоть пятку – ничего страшного.
Так и наше поколение… Но, несмотря на это, передают слова от имени раби из Коцка, который сказал однажды, стуча рукой по столу: «Верно всё, что говорят о поколении пяток, но знайте, что все тело стоит на пятках…»
Все поколения стоят на нашем поколении. И если это верно, то подивимся, как могут все поколения стоять на нас!? Объясним афтару и поймем это. Чудеса: «Видение Ишаяу, сына Амоца, который видел Иуду и Иерусалим. Знает бык, кто купил его, и осел – ясли хозяина своего. Исраэль не знает, народ мой не вглядывается». И задается вопрос – разве бык и осел учились в университете, чтобы знать своих хозяев? Нет, это их природа, они родились с этим. И если это так, то что хочет от нас Всевышний, и в чем наша вина?! Животные по своей природе знают, кто их хозяин. А у нас это знание связано с учебой и с размышлением? И почему говорят о нас, что мы хуже быка и осла? Ответ заключен в самом упреке. Пророк говорит от имени Всевышнего: быку я дал такую природу, чтобы знал он своего хозяина, а осел – ясли, вам же я дал природу знать Меня! То есть, у народа Израиля есть святая природа знать своего Творца. Но в чем причина того, что многие об этом не знают? Ответ находится в том же стихе: «Народ Мой не вглядывается». Если бы человек задумывался, он знал бы о Всевышнем. А без этого он хуже быка. Но если бы человек по-настоящему задумывался, то пришел бы к любви ко Всевышнем, даже если он далек от исполнения Торы и заповедей.
Как-то пришли к раву Хаиму Каневскому отец и сын. Сын уже сделал тшуву (совершил раскаяние), а отец еще не соблюдал заповеди Торы. Они пришли пригласить рава, чтобы он был сандаком на обрезании внука. Ответил рав Хаим: «Ты будешь сандаком», – и указал на деда. Удивился дед и сказал: «Разве я могу быть сандаком, ведь я не достоин этого?!» «Я вижу на твоем лице святость, ты должен быть сандаком», – постановил рав Хаим. И дед был сандаком. После обрезания он стал думать, почему рав увидел в нем святость. Стал он размышлять о своей жизни и понял… И вернулся к полной тшуве. Что он понял и что вспомнил? Он вспомнил историю своей жизни и нашел.
В то время я жил в кибуце, и собирался жениться. Сказала мне будущая жена: «Я спаслась во время Катастрофы, как ты знаешь. А как я спаслась? Я с мамой и папой ехала в поезде в Освенцим. Сказала мне мама: «Мы едем на смерть, и я хочу вытолкнуть тебя из окна вагона, когда на повороте поезд замедлит скорость. Может быть, ты спасешься». Она заплакала и продолжила: «Если ты удостоишься остаться живой и соберешься выйти замуж, то прежде спроси евреев, что такое “чистота еврейского дома”. Я дожила до этого дня. Несколько дней назад я спросила секретаршу кибуца, что такое “чистота дома”? Она со злостью сказала: «Ничего». Именно из-за ее злости я поняла, что должна выяснить это у рава. Я поехала в город, и рав объяснил мне, к чему обязывает Тора. И если ты согласен исполнить завещание моей мамы, хорошо, а если нет, не выйду за тебя замуж!» Через три дня я дал ей свое согласие и женился на ней. Наверное, поэтому рав Хаим увидел во мне святость, и поэтому я удостоился сыновей и внуков, соблюдающих Тору и заповеди. И я заявляю, что я вернулся сейчас к тшуве и удостоюсь соблюдать шестьсот тринадцать заповедей. В этом и заключается святая природа еврея.