Вопрос: Каков подход иудаизма к взаимоотношениям человека и его тела? Насколько человек контролирует свое тело и каковы его обязательства?
В Торе сказано, что человеческое тело было создано «Би’тцелем Элохим» – по образу Божьему – и является собственностью Творца. Человек получает как бы опекунские права на свое тело и не должен наносить своему телу вред или разрушать его, как не должен управляющий рыскать по квартирам дома, которым он нанят управлять.
Эта простая концепция применяется ко всем видам медицинских процедур. Тора запрещает нанесение татуировок, потому что они навсегда портят тело подобно граффити, уродующему красивое здание (Ваикра, 19:28). Прокалывание мочек разрешается, потому что это не вызывает необратимых изменений, и проколы затянутся, если не носить серьги постоянно. Не вдаваясь в эстетические рассуждения, можно сказать, что теоретически прокалывать допускается любую часть тела, если такие изменения носят лишь временный характер. В Торе мы видим, что Ривка носила кольцо в носу!
Здоровый образ жизни и Тора
Обязанности человека по отношению к своему телу не ограничиваются вышесказанным. Он обязан защищать свое тело от вреда и делать все возможное, чтобы возместить любой нанесенный ущерб. Поэтому каждый должен вести здоровый образ жизни и обращаться за медицинской помощью в случае необходимости. Интересно, что одним из самых первых сторонников профилактической медицины был Рамбам, который отмечал бесценную пользу пребывания на чистом воздухе, здорового питания и физических упражнений.
Еврейский закон поощряет профилактические действия, направленные на защиту собственного тела, в частности, прохождение диагностических обследований, которые могут спасти жизнь, например, маммографии и колоноскопии. Также следует прививать себя и своих детей, чтобы наверняка избежать болезни, которую таким образом можно предотвратить. Вредные привычки, такие как курение сигарет, запрещены многими галахическими авторитетами и порицаются остальным обществом. Это особенно справедливо в отношении пассивного курения, которое вызывает болезнь и смерть сторонних лиц, подвергаемых воздействию табачного дыма.
Отказ от лечения
Иудаизм не признает право на отказ от эффективного лечения, которое не несет значительных рисков. Если лечение опасной болезни не предполагает серьезных побочных эффектов, на него следует согласиться. С другой стороны запрещено подвергать людей опасному экспериментальному лечению за исключением случаев, когда оно с высокой долей вероятности дает положительный результат и не имеет эффективной альтернативы. Кроме того, неизлечимо больной пациент, испытывающий неукротимую боль, может отказаться от паллиативного лечения, если оно не дает разумных гарантий выздоровления. Никто не может жертвовать свое тело в научных или медицинских целях, например, для подготовки будущих врачей.
Тело после смерти
Защищать тело необходимо даже после смерти. Тора требует немедленного захоронения всех, включая преступников (Дварим 21:23). Без уважительной причины запрещается осуществлять какие-либо проникновения в тело, потому что оно создано по образу Божьему. Общепринятое в еврейском законе мнение, сформулированное в XVIII веке раввином Йехезкелем Ландау, запрещает аутопсию и трансплантацию за исключением случаев, когда таким образом можно спасти человеческую жизнь. Поскольку тело не принадлежит человеку, галахический консенсус заключается в том, что никто не может жертвовать свое тело в научных или медицинских целях, например, для подготовки будущих врачей.
Одним из современных ученых, которые занимались вопросом запрета на причинение вреда своему телу, был рабби Моше Файнштейн. В то время как диета по медицинским причинам, безусловно, является допустимой, рабби Файнштейн изучал проблемы соблюдения диеты из одних лишь тщеславных побуждений, что лишает организм удовольствий от еды и может повлечь за собой значительные неудобства. Он постановил, что диета, даже если она направлена только на похудение с целью улучшения внешнего вида, является допустимой, потому что польза от чувства удовлетворенности собой больше, чем от лишнего десерта!
Кроме того, рабби Файнштейн считает, что проведение пластических операций разрешается не только для устранения изъянов внешности, но и, в некоторых случаях, для повышения самооценки. Он рассуждает, что высокая самооценка является ощутимым благом, которое, при определенных обстоятельствах, может перевесить запрет на причинение вреда самому себе.
Итак, мы видим, что обязанность уважать и охранять свое тело далеко не ограничивается неучастием в рискованных действиях, но включает также ведение здорового образа жизни. Кроме того, частью этой обязанности являются профилактика и активное лечение заболеваний. Фактически требование уважать свое тело продолжает действовать даже после смерти.