Что такое синагога?
Синагога – это еврейский общественный молитвенный дом. На иврите синагога называется «бейт-кнесет», что буквально означает «дом собрания», поскольку в нее собираются для общественных молитв. Русское слово «синагога» происходит от греческого слова synagoge («собрание») которое обозначает то же, что и слово «кнесет» на иврите: «собрание».
Должностные лица синагоги
Раввин
Раввин синагоги – это духовный лидер общины. Он обычно сидит на почетном месте у «Восточной стены» возле Ковчега, в котором находится свиток Торы. Раввин служит духовным наставником и разрешает вопросы, касающиеся еврейского закона.
Хазан
Хазан или кантор – это человек, который ведет общественную молитву и представляет всю общину в ее обращении ко Всевышнему. Поэтому другое название человека, выполняющего эту функцию, — «шлиах цибур«, что дословно означает «посланник общины».
Габай
Габай – это человек, который управляет делами синагоги и отвечает за организацию материально-технического обеспечения и других мероприятий, таких как установление времени молитв, проведение молитв, назначение читателей Торы. Обычно среди прихожан есть специальный комитет, который занимается управлением синагогой и назначает габаев.
Молитва в синагоге
Велико значение молитвы, произносимой в синагоге. Молитва будет лучше принята в этом святом, специально для нее предназначенном месте. Даже если миньяна нет и предстоит молиться в одиночку, лучше для этого пойти в синагогу.
В самой синагоге надо выбрать себе постоянное место для молитвы и не менять его без надобности. Авраам молился на постоянном месте, как сказано в Торе (Берешит, 19:27): «Авраам поспешил рано утром к тому месту, где он стоял перед Б-гом».
Дома надо выбрать для молитвы такое место, где никто не помешает.
Спешить в синагогу является особой мицвой, также как и торопиться исполнить любое другое повеление Б-га, как сказано у пророка Ошеа (3:6): «Мы поспешим постичь Б-га», и в Теилим (109:32): «Я буду бежать дорогой Твоих заповедей».
Выйдя же из синагоги, торопиться не следует, за исключением тех случаев, когда отправляются исполнять какую-либо мицву или изучать Тору.
В самой синагоге следует ходить с благоговением.
Святость синагоги
Велика святость синагоги. Сказанное у пророка Ехезкель (11?16) «Я дам им небольшие храмы». Наши мудрецы объясняют: имеются в виду синагоги и места изучения Торы. Святость синагоги подобна святости Храма, и мы должны трепетать перед Б-гом, присутствующим в этих местах, как сказано: «Благоговейте перед Моим святилищем».
Как вести себя в синагоге?
В святом месте ведут себя соответственно. Не ведут пустые разговоры и тем более избегают того, что запрещено в любом другом месте: сплетен, ссор, наговоров. В синагоге греховность таких деяний еще больше, так как, совершая их, словно пренебрегают присутствием здесь Б-га.
Родители должны следить за детьми, чтобы они не шумели и не мешали молиться. Надо сажать детей рядом с собой и приучать их вести себя соответственно святости места, а также отвечать «амен», «барху » и т.д. Совсем маленьких детей, которые еще не воспринимают указаний родителей, не следует брать в синагогу.
Нельзя заходить в синагогу лишь для того, чтобы укрыться от холода, солнца или дождя. Если надо позвать кого-то. находящегося в синагоге, то, зайдя, надо сначала произнести какие-либо слова из Торы. Тот, кто не умеет это сделать, должен немного посидеть внутри, т.к. сидеть в синагоге — тоже мицва.
Нельзя пользоваться синагогой, чтобы сократить дорогу: если у нее есть два входа, то в целях сокращения пути человеку нельзя войти в один вход и выйти в другой. Однако, если он пришел молиться или учиться, то, закончив, лучше выйти не в те двери, в которые вошел, подчеркивая тем самым, что любое место в синагоге — дорого и любимо.
В синагоге нельзя есть, пить и спать. Однако те, кто постоянно изучают там Тору, могут есть или спать в ней, чтобы им не пришлось идти в другое место и тратить зря время, предназначенное для занятий.