В нашей недельной главе Творец повелевает евреям считать дни Омера.
В книге «Хинух» (306-ая заповедь) объясняется, что смысл заповеди считать дни между Песахом и праздником дарования Торы (Шавуотом) заключается в том, чтобы показать, с каким нетерпением мы ждем этого дня, подобно рабу, который будет отсчитывать дни до обещанного ему освобождения.
Однако слова книги «Хинух», на первый взгляд, до конца непонятны: если причина счета – показать страстное стремление к этому дню и его ожидание, мы должны были бы, на первый взгляд, считать не прошедшие, а оставшиеся до желанного момента дни. Таким образом, мы должны были бы начать счет с 49-го дня и продолжать его, убавляя по одному дню.
Ответ на этот вопрос можно дать, основываясь на словах рава Шимшона Пинкуса в книге «Тиферет Шимшон» (на книгу Берешит).
Как известно, Яаков работал у Лавана семь лет, чтобы удостоиться руки Рахель. Тора говорит, что эти семь лет были как считанные дни в глазах Яакова из-за великой его любви к Рахель (Берешит, 29:20). Спрашивает рав Пинкус: обычно природа вещей противоположна – чем большее желание испытывает человек к чему-либо, тем тяжелее для него ожидание. Отвечает рав Пинкус: Яаков, работая на Лавана, вкладывал все свои усилия в связь с Рахель, с каждым днем работы становясь всё ближе к ней. Поэтому дни работы являлись наслаждением для Яакова и, следовательно, пролетели мгновенно.
Подобно этому и дни счета Омера: это не просто ожидание желанного дня – дня дарования Торы, это дни духовной работы, посредством которой мы приближаемся к Торе и приобретаем ее (как известно из святых книг, каждый день подсчета Омера соответствует одному из 48-ми способов приобретения Торы, упомянутых в 6-ой части Пиркей Авот). Поскольку подсчет Омера – это ежедневное духовное приближение к Торе, мы считаем прошедшие дни, в которые мы удостоились стать ближе к ней.