Подсчет дней и недель, начиная со второго дня Песаха до Шавуота, подразумевает более осознанное и внимательное отношение ко времени и его ценным моментам.
Вот и наступил очередной период подсчета Омера. 49 дней начинаются с исходом первого дня Песаха и заканчиваются к празднику Шавуот, постепенно подводя нас к великому моменту Синайского Откровения.
Тора1 учит нас, что каждый вечер после захода солнца, когда, согласно иудаизму, начинается новый день, мы должны производить подсчет.
Какова же на самом деле цель этого действия? Отличается ли «засчитанный» день от любого другого? И почему именно эта заповедь сопровождает нас на пути к Синаю и Торе?
Вправе выбирать
Подсчет дней Омера дает нам мощный сигнал. Время дарит нам возможность переживать различные моменты, но затем они могут бесследно раствориться за горизонтом истории, не получив вообще никакого особого значения. Мы бы назвали это пустым, «убитым» временем. И что еще хуже, происходящие с нами события могут повергать нас в состояние стресса, превращая время в источник скуки, отчаяния и т.п.
Период ожидания может восприниматься не более чем препятствием на пути к тому, чего мы хотим в жизни, будь то поиск супруга, работы или достижение определенной жизненной цели.
Переставая правильно воспринимать и ценить время, мы можем попасть в его ловушку.
Но так быть не должно.
Одно и то же время может быть как безвозвратно упущено, так и оценено, и использовано по достоинству. Фактически подсчет каждого пройденного дня означает создание осознанного и внимательного отношения ко времени и составляющим его моментам. Он говорит о том, что я сегодня делаю выбор — вместо того, чтобы жить пассивно.
Такой подход позволяет даже непростому периоду ожидания стать особенно значимым, потому что я реагирую на то, что мне преподносит настоящий момент, и признаю его потенциал развития.
Считая эти 49 дней, мы строим новые отношения со временем — и так готовимся к тому, чтобы посвятить свою жизнь Торе, обретя ее на горе Синай.
Этот взгляд на время подходит не только для одиноких пожилых людей и молодых, ожидающих появление своей второй половинки, или пар, пытающихся завести детей. Нет, он универсален. Ведь время — это способ, посредством которого мы переживаем свою жизнь.
Несмотря на страдания или..?
Время — это чистый потенциал, подаренный нам Творцом, чтобы мы могли использовать его для добрых дел на регулярной основе. Словно сосуд, постоянно ожидающий наполнения.
Если смотреть на восприятие времени под этим углом зрения, то даже самые непростые периоды, через которые мы все иногда вынуждены проходить, не станут вызывать разочарования или отчаяния. Ведь это всего лишь еще одна возможность. Возможность работать над углублением нашей веры в Бога, над развитием себя как личности, как еврея.
Иногда окружающим может казаться, что мы «в пути» — в процессе ожидания чего-либо, перехода на следующую ступень. Просто ждем свидания, появления на свет ребенка, получения ученой степени, заключения заветного рабочего контракта…
Но на самом деле это ожидание-путь никогда не бывает просто ступенькой к чему-то другому. Оно несет внутри себя цель. И наша миссия — жить сейчас, каждым мгновением.
Всевышний любит нас, и у Него есть план для каждого, затрагивающий все возможные этапы жизни, даже самые болезненные. Он привел нас в Египет, не «несмотря» на страдания, которые мы там в дальнейшем перенесли, а «ради» них, чтобы мы могли получить то, что нужно, благодаря усвоению этого опыта.
Но это произойдет позже, в самое подходящее для этого время, и тогда мы увидим, что Бог вывел нас из Египта, чтобы мы стали Его народом и получили Тору. И страдания в рабстве, и сам Исход были важнейшими частями нашего пути к Синаю.
Везде и всегда
Подсчет дней Омера — это возможность осознать, что по сути наша жизнь не управляется силами природы, удачей или статистикой. Мы всегда двигаемся вперед в заданном направлении. За кулисами мироздания Всевышний мягко ведет каждого человека именно к тем ситуациям, которые могут раскрыть его потенциал.
Каждый момент содержит в себе удивительное путешествие еврейского народа: выход из условий тотальных ограничений, представленных Египтом, чтобы приблизиться к Богу, установить с Ним связь и получить Тору. Это путешествие в направлении бесконечного и вечного.
Поэтому, да: каждый период, каждая секунда нашей жизни имеют свою особую внутреннюю ценность. Возможность развития можно найти везде и всегда.
Живя с этой философией, мы накапливаем драгоценные, «наполненные» (в противоположность «пустым», о которых было упомянуто в начале) дни, которые сможем взять с собой навсегда.
Каждый момент сделать значимым
Нашего праотца Авраама Тора дважды описывает как пришедшего в лета, а буквально «пришедший в дни».2
Уподобляясь ему, нам нужно помнить, что жизнь не состоит из выбора крайностей «все или ничего». Дни, прошедшие без использования их по максимуму, никак не ограничивают сосуд нового дня, который всегда готов для того, чтобы наполнить его добром и сохранить навеки.
Первой заповедью, которую мы получили, став народом, было освящение нового месяца. И послание этой заповеди заключается в важнейшем призыве: вырвитесь на свободу! Возьмите на себя ответственность за свою жизнь, приняв бразды правления, данные вам временем.
Перенесите время в сферу вашего осознания, не позволяйте ему просто ускользать. Используйте его секунды, минуты, часы, дни и недели для духовного возвышения, вместо того, чтобы быть порабощенными им и тяготиться бессмысленностью происходящего.
И если вы спросите, с чего начинается этот процесс, я отвечу: с выбора сделать настоящий момент значимым.
Дни подсчета Омера подходят для этого как нельзя лучше. Мы никогда не должны становиться «жертвами» времени. Напротив, у нас есть возможность использовать его для достижения продуктивных целей и раскрывать, преумножая, его потенциал, наполняя свои дни смыслом.
Мы можем сделать своей задачей стремление найти и принять Божественный план для того этапа нашей жизни, который проживаем в настоящее время.
И тогда время — если мы так решим! — действительно сможет быть «сосчитано» как качественно наполненное.
Сноски
- Ваикра, 23:15.
- Берешит, 18:11, 24:1.