Неважно, что вы делаете, важно, как и почему вы это делаете
В книге Берешит Тора быстро перелистывает страницы тысячелетней истории, не вдаваясь в подробности событий и людей, пока не начинается повествование о патриархах еврейского народа, Аврааме, Ицхаке и Яакове. Эти три человека выделены для особых взаимоотношений со Вс-могущим.
Конечно, на планете всегда жили разные люди: одни простые, обычные, другие — праведные. Еврейская традиция рассказывает, что некогда существовал дом обучения, своеобразный бейт-кнессет, созданный сыном Ноаха Шемом, который преподавал в школе удивительный предмет под названием «этический монотеизм«.
Но никто не мог достичь такого уровня духовного становления и величия тех, кого Б-г выделил особым образом. Его достигли Авраам, Ицхак и Яаков. Эти три патриарха представляют духовную единицу, иногда называемую «колесницей» или воплощением Бесконечного в земном мире. Каждый из них есть столп, на котором держится мироздание.
ЛЮБОВЬ. СИЛА. ИСТИНА
Каббалисты объясняют нам, что наше существование основано на трёх принципах, в сути которых отражение Божественного света. Понимание этих принципов возможно лишь отчасти, ибо они не поддаются описанию обычными словами. Набор слов, который используют для этого каббалисты, таков: Любовь, Сила и Истина.
Каждый из трёх патриархов — воплощение разного: Авраам — Любовь, Ицхак — Сила, Яаков — Истина. Характерная черта каждого из них стала каналом духовного проникновения. Но они не просто полагались на силу своей неповторимости, но довели её до совершенства и с ее помощью достигли единения с Б-гом.
Авраам постоянно искал возможности учить людей добру и творить добро для других. Ицхак соединился со Вс-вышним через внутреннее развитие духовной силы и преодоление своих телесных желаний. Яаков достиг гармонии благодаря любви, внутренней силе и познанию мудрости, которая стала вершиной этих трёх уникальных черт.
Обладание тремя свойствами духовности
Каждый из нас обладает этими тремя свойствами. Мы можем увидеть их более отчётливо, связав с тремя коренными желаниями человечества: (1) стремлением к удовольствию, (2) желанием быть хорошим и (3) желанием познавать и понимать истину. Мы все хотим обладать этими тремя стремлениями.
Стремление к удовольствию может побудить вас искать деньги, любовь, иметь детей или испытывать наслаждение от созидания добра для других. Ваше желание быть хорошим также может побудить вас искать деньги, любовь и детей, так как это — известные ценности общества, и они придадут вам больше чести и уважения. И стремление к истине также не может помешать вам и увести вас по другому пути.
Наименьшее значение в мире имеет то, что вы делаете, но наибольшее — то, как и почему вы это делаете, с какой целью. Вы можете идти в том же направлении, что и кто-то другой, но второй — будет счастлив, а вы — нет.
Нам нужно осознать, что побуждает нас к тому или иному действию. Какова наша мотивация? Ибо для того, чтобы быть счастливым и совершать важные, значительные и содержательные поступки, мы должны удовлетворять запросы нашей души, — нашу основную потребность.
Любое сильное желание может увести нас в сторону. Влюблённость мы принимаем за любовь; деньги воспринимаются большинством как итог и вершина успеха, а не как средство существования; дети рассматриваются как ограничение нашей свободы, а не как безграничная возможность воспитания и самосовершенствования.
Когда мы, восполняя свои жизненные интересы, всё ещё остаёмся неудовлетворенными и даже несчастными, скорее всего, мы «откармливаем» свои физические желания, а не высокие потребности души и сердца.
Вот простой пример. Дворника в обществе часто совсем не ценят. Вы, скорее всего, не увидите его среди почётных людей города. Его не станут рассматривать как кандидата для приглашения на званый ужин с высокопоставленным лицом. Однако дворник имеет такое же право на святость, как и все остальные. Ибо он обладает верными намерениями: помогать другим, честно выполнять работу и т. д. Дворник может быть не менее успешен, чем любой другой, кого вы знаете, в вопросе о том, что поистине важно и ценно в нашем мире, что пребудет вечно.
Неважно, что вы делаете, важно, как и почему вы это делаете.
Единственное желание души
Несмотря на то, что объективно у нас есть три основных причины для мотивации, у любого человека будет доминирующей лишь одна из них. Подобно Аврааму, Ицхаку и Яакову, каждый из которых наглядно представляет лишь одну из этих черт, у нас есть одно доминирующее желание, которое управляет главными решениями и устремлениями.
Рабби Э. Десслер (в Михтав ми-Элияѓу) поясняет: вы можете помочь незнакомцу, ибо это дело морали, или потому, что оно выражает ваше понимание, как людям следует себя вести?! Почти всегда, когда вы задумываетесь о своих ежедневных решениях, вы обнаруживаете, что один из трёх пластов доминирует в основании любого решения.
Первый шаг в выполнении вашей жизненной цели — определить, какая из трёх черт является доминирующей мотивацией в жизни. Коль скоро у нас есть все три мотивации — сделать выбор не всегда легко и не так просто распознать его. Но, несколько углубившись в процесс самопознания, мы можем прийти к истине.
Некоторые люди просят меня помочь им найти свою цель в жизни, а то, что они вкладывают в это понятие, обычно означает, что им нужен какой-то конкретный образ, некая «вещь» для обязательного исполнения, подобно выбору профессии: например, врача, шеф-повара или занятий домохозяйки. Но внешний образ действительно неважен и не имеет значения. Важно то, как и почему вы делаете то, что делаете.
Конечно, желательно взглянуть со стороны на то, что нам нравится делать и к чему у нас есть талант. Именно так Б-г намекает на то, чем нам следует заниматься. Но профессия врача — это не определяющая черта из того, о чём мы говорили (Любовь, Сила и Истина); в пределах этой черты нельзя понять запросов души, но если продолжать двигаться в формальном (ложном) направлении, то в итоге можно прийти к саморазрушению — и себя, и жизни других людей. Врач может начать вести свой интернет-бизнес, зарабатывая на поддельных рецептах для людей. Неважно, нравится ли ему быть врачом или нет, он хорошо разбирается в этом. Но у него нет нужной цели.
Приведём пример.
Что из перечисленного вы бы предпочли?
(А) экстатическое пророчество, чтобы слиться воедино с Бесконечным;
(Б) добиться мира во всём мире;
(В) иметь такое прозрение, которое позволит обладать всей мудростью.
Варианты ответов:
(1) это доставит удовольствие;
(2) это, действительно, неплохо, чтобы быть хорошим;
(3) это истина.
Если вы найдёте сердцевину своей основной черты и приблизитесь к её сути, вы откроете для себя начало самопознания.
Духовные упражнения
Рассмотрите три главных желания: желание испытывать удовольствие, быть хорошим и желание достигать мудрости. Какое из них движет вами сильнее, крепче мотивирует и более последовательно в своей цели? Это даст вам толчок к достижению истинной цели в вашей жизни. Именно это станет вашим жизненным назначением … если вы решитесь принять её.