Разрешается ли плакать в Рош аШана?
В книге «Маасе рав» приводится от имени Виленского Гаона, что нельзя плакать в Роша аШана. Как доказательство этому Виленский Гаон приводит слова Эзры, которые были сказаны народу в Рош аШана (Нехеья 8, 9): «Ныне святой день перед Г-сподом Б-гом вашим – не печальтесь же и не плачьте». С другой стороны в книге Баер Эйтев приводится слова Аризаля о том, что душа человека, который не плачет в эти дни, несомненно, не полноценна». Рав Моше Штернбух объясняет, что нет спора между Аризалем и Виленским Гаоном. Аризаль имеет в виду плачь во время молитвы (как мы видим из книги Шмуэль, Хана плакала во время молитвы в Рош аШана) – это чудесно, если еврей молится, изливая душу, со слезами на глазах; Виленский Гаон же говорит о плаче в остальное время — из-за страха суда.
Разрешается ли упоминать грехи в Рош аШана?
В Зоаре приведено, что в Рош аШана не упоминают грехи, чтобы не пробуждать суд за них. Есть общины, в которых принято по этой причине не говорить первую просьбу в молитве «Авину Малкейну»: «Отец наш, мы согрешили перед тобой».
Можно ли просить у Творца какие-либо личные просьбы в Рош аШана?
В книге Зоар сказано, что тот, кто просит личные просьбы в Рош аШана, подобен наглому псу, который только лает, чтобы ему дали (пищу) ещё и ещё. Человеку должен быть в этот день, день, когда решается судьба всего мира в будущем году, должен быть важен почёт Творца, и только об этом он должен молиться, а не какие-либо личные нужды. Однако рав Исриэль Салантер сказал, что в наше время, когда поколение весьма спустилось в духовном уровне, наоборот, есть особая важность молиться о личных просьбах, поскольку без этого человек вообще не будет чувствовать, что это судный день. Если же человек просит у Творца о вещах, которые ему важны, чтобы приблизиться к Творцу, в его молитве нет никакого порока также и по мнению Зоара.