«По образу Всесильного сотворил его»
Берешит (1:27)
Один из тринадцати принципов веры гласит, что у Всевышнего нет ни тела, ни подобия тела. Раби Элияу ди-Видас в книге «Решит Хохма» (Врата трепета, гл. 4) удивляется тому, как же Тора говорит: «По образу Всесильного сотворил его»? Он отвечает, что имя «Всесильный» (Элоким) означает, что Б -г «могуч, имеет возможности и властвует над всеми силами».
Как известно, поведение человека влияет на то, как Творец поступает с ним. Если человек следует добрым и праведным путем, тогда и Творец освещает светом Своего лица весь мир и творит добро.
Наши мудрецы говорят (Кидушин, 39б): «Сделал одну заповедь – склонил себя и весь мир на чашу заслуг». С другой стороны, если человек совершает злые поступки, он вынуждает и божественное провидение скрывать лицо и гневаться, как сказано: «Совершил один грех – склонил себя и весь мир на чашу вины».
В этом и заключается «образ Всесильного»: отношение Творца к человеку подобно фотографии, запечатлевшей поведение человека. То, что посылает Б -г свыше, – это зеркальное отражение поступков человека.
Раби Перец Маймон в книге «Толдот Перец» (Ки Теце) приводит в пример ребенка, пришедшего в магазин для того, чтобы купить зеркало. Он обратился к продавцу и попросил у него самое лучшее и качественное зеркало. Тот принес ему лучшее, что было в магазине. Но ребенок посмотрел в него и разозлился: «И это ты называешь хорошим зеркалом?! Взгляни, какую уродливую картину оно мне показывает!» Посмотрел продавец на лицо ребенка и всё понял. «Ты прав, – сказал он, – это не самое лучшее зеркало. Если хочешь лучшее, тебе нужно прибавить денег и заплатить вдвое больше!» «Сколько скажешь, – отозвался ребенок, – вот деньги».
Отвел его продавец в туалетную комнату, поставил перед раковиной и умыл ему лицо. Нагнул его, помыл голову, принес рассческу и причесал ему волосы. Затем они вернулись к прилавку магазина, и продавец принес ему зеркало дешевле предыдущего. Глаза ребенка засияли, когда он взглянул в него: «Вот это и вправду прекрасное зеркало. Оно действительно стоит всей цены, которую ты требуешь».
Все, кто читает, отлично понимают, как глуп был этот мальчик. Он думал, что вся причина в зеркале, тогда как на самом деле изменился он сам. Зеркало всего лишь отражало то, что перед ним находилось. Об этом и говорит Писание (Теилим, 121:5): «Б -г – тень твоя рядом с правой рукой твоей». Как тень перемещается в соответствии с движениями человека, так и Б -г постанавляет и утверждает правосудие над нами в зависимости от того, как мы себя ведем и что делаем. Если наш духовный образ будет «умытым» и чистым от грехов, то и божественное провидение по отношению к нам станет соответствующим.