Для человека, который настолько болен, что ему либо необходим постельный режим (даже если он по какой-либо причине не лежит в кровати), либо у него болит все тело, но болезнь которого не представляет опасность для жизни, разрешено попросить нееврея совершать любые действия для его лечения и облегчения его состояния. Еврей для такого больного, в случае необходимости, может сделать измененным способом только то, что запретили в субботу мудрецы.
В случае, когда перенос предметов в данном месте запрещен мудрецами, а не Торой, еврей может доставить больному лекарства и медикаменты измененным способом, например, положив их под головной убор или в носок[1]. Для нужд такого больного при необходимости разрешено переносить мукцэ измененным способом[2]. Воспользоваться телефоном, чтобы вызвать врача к такому больному, отвезти такого больного в больницу, наложить ему гипс, сделать снимки, выписать для него рецепт еврею запрещено. При необходимости разрешено попросить все это сделать нееврея.
Лежачему больному в случае необходимости разрешено сделать внутримышечный или подкожный укол. Внутривенный укол, для осуществления которого предварительно необходимость извлечь из вены небольшой объем крови, разрешено сделать в субботу лежачему больному, только если попросить об этом нееврея. Соединить составные части шприца и разбить капсулу с лекарством в случае, когда речь идет о лежачем больном, разрешено. Когда говорится о лежачем больном, которому еще до субботы вставили в вену иглу, разрешено в субботу к этой игле присоединить капельницу для того, чтобы через нее вводить в организм лекарственные препараты.
Человеку, жизни которого не угрожает опасность, как бы плохо он себя ни чувствовал, и как бы голоден он ни был, нет разрешения есть некашерную пищу, даже такую, которая запрещена постановлением мудрецов. Лежачему больному, которому необходим прием пищи, а готовой кашерной еды в наличии не имеется, разрешено попросить нееврея приготовить для такого больного кашерную еду.
Если в субботу нееврей сварил еду или вскипятил воду для больного, здоровому человеку запрещено это есть и пить[3]. Но если нееврей включил свет для больного, разрешено и здоровым людям пользоваться этим светом[4]. Подобно этому если для опасно больного вынуждены были открыть холодильник, в котором перед субботой не отключили подсветку, разрешено здоровым людям достать для себя находящиеся в этом холодильнике продукты питания, хотя для них самих открывать в субботу холодильник с не отключенной подсветкой, запрещено, даже пользуясь услугой нееврея.
Все приведенные выше послабления для лежачих больных действуют только в случае необходимости. Если действия, запрещенные в субботу, терпят отлагательства, к ним запрещено прибегать до исхода субботы[5].
Холод
В случае если человек, даже если он абсолютно здоров, испытывает сильный холод, и невозможно согреться одеялами и теплой одеждой, разрешено попросить нееврея включить отопление, так как страдания, вызванные холодом, приравниваются к состоянию лежачего больного[6].
Дети
Дети до возраста трех-четырех лет имеют статус лежачего больного. Поэтому в случае необходимости разрешено совершать для них все те действия, которые разрешено совершать для лежачего больного. Если маленький ребенок боится темноты, разрешено попросить нееврея зажечь свет. Если ребенку холодно, разрешено попросить нееврея включить обогревательный прибор[7]. Если ребенок голоден, и ему ничего дать поесть, то если ему еще не исполнилось девять лет, разрешено попросить нееврея приготовить для него еду[8].
Пожилые люди
Пожилой человек считается больным, только если он особо ослаблен, и в каждом конкретном случае необходимо выяснить его статус[9].
Беременные женщины и кормящие матери
Беременной женщине разрешено в субботу принимать витамины и любые лекарства, связанные с беременностью[10].
Кормящей матери, которая испытывает страдания из-за избытка молока, разрешено сцедить его руками или механическими приспособлением для сцеживания молока. Сцеженное молоко должно сразу попадать в такое место, где оно будет непригодно для пользования: в раковину, в емкость с веществом, портящим вкус молока и тому подобное. В ситуации, когда женщина знает, что, если она вовремя не сцедит молоко, она может его потерять, ей разрешено цедиться, чтобы стимулировать вырабатывание молока. В этом случае также необходимо чтобы сцеженное молоко сразу попадало в такое место, где оно становиться непригодным в использование[11].
Если грудной ребенок не может есть материнское молоко естественным образом, разрешено сцедить молоко измененным способом с тем, чтобы покормить им ребенка из ложки или из бутылки[12].
[1] «Шулхан Арух», «Орах Хаим», гл.328.
[2] «Мишна Брура», там же, п.58.
[3] Рамо, там же, 318:2.
[4] «Шулхан Арух», там же, 318:2; «Мишна Брура», там же, п.9.
[5] «Мишна Брура», там же, п.46.
[6] «Шулхан Арух», там же, 276:5; «Мишна Брура», там же, п.44.
[7] Рамо, там же, 328:17 и 376:1; «Мишна Брура», 376:6; «Меламед Леоиль».
[8] «Минхат Ицхак», ч.1, п.78.
[9] «Орхот Шабат», гл.20, прим.163.
[10] «Ашрэй а-Иш», «Орах Хаим», ч.2, 37:27.
[11] «Шмират Шабат кэ-Илхата», гл.36, прим.65.
[12] «Эт Лалэдэт», стр.57.