Я слышал, что у каждого постановления мудрецов есть также скрытый смысл. Так ли это?
Несомненно, у каждого постановления мудрецов, кроме открытого смысла, который сообщили нам мудрецы Талмуда, есть и скрытый каббалистический смысл. И это мы видим во многих местах в Зоаре, а также в трудах великих каббалистов, в особенности Аризаля.
Возьмем, к примеру, приближающиеся дни Рош а-Шана, еврейского нового года. Талмуд сообщает нам, что в Рош а-Шана необходимо трубить различными видами трубления по причине сомнения, которое было у мудрецов, что такое труа, упомянутое в Торе. Однако в Зоаре (Пинхас, 231б) проясняется каббалистический смысл этого постановления.
Подобное же мы видим и относительно двух дней Рош а-Шана: несмотря на то, что в Талмуде сообщается открытый смысл этого дня, Зоар сообщает дополнительный, скрытый смысл этого постановления.
Виленский Гаон пишет, что скрытый смысл – одна из причин, по которой мы должны продолжать соблюдать те или иные постановления мудрецов, несмотря на то, что явная причина, по которой были вынесены эти постановления, уже не актуальна.
Виленский Гаон приводит следующий пример: запрет употребления лекарств в субботу. Талмуд в трактате Шаббат (53б) объясняет, что причина этого запрета заключается в опасении, что еврей для приготовления какого-то лекарства растолчет различные растения. В наше время, когда люди сами не готовят лекарства, этот запрет, на первый взгляд, не актуален, однако, утверждает Виленский Гаон, у этого запрета есть также глубокий тайный смысл, актуальный и в наши дни. И, по его словам, этот скрытый смысл основной, только наши мудрецы не желали его открывать, поскольку существует запрет открывать каббалистические тайны людям, не достигшим подобающего уровня.