Мы действительно находимся в рабстве своих внутренних сомнений, отчаяния и гнева – и что, так всегда?
Согласитесь, трудно петь оду свободе, когда не чувствуешь себя свободным. Часто кажется, что «море» так никогда и не расступится перед тобой…
А причина этого в том, что внутри каждого из нас сидит фараон, который не хочет нас отпускать ни за какие коврижки. Он подавляет и насмехается над нашими надеждами. И говорит при этом, что мы всего лишь рабы и всегда ими будем. Что нет для нас другой судьбы, кроме той, которую проживаем прямо здесь и сейчас.
Он беспощадно давит на больные точки — указывает на тщетные усилия и неудачные попытки, предпринятые в прошлом, и выносит неутешительный приговор: «Впредь ты точно так же будешь тратить свою жизнь только на то, чтобы возводить бесполезные постройки, а потом следить, как они рушатся на твоих же глазах».
Он говорит, что все наше будущее будет состоять из этой бессмысленной деятельности и бессилия. А мы, слыша эти слова, будем признавать свое поражение. Сокрушенные и раздавленные. Истощенные духом и не способные хотя бы просто зарыдать.
Мы представляем свой завтрашний день таким же, какими были до него многие, в том числе сегодняшний и вчерашний. Серая рутинная череда каких-то событий или даже вовсе не событий, а так…
Такие мы не достойны спасения и никогда не достигнем, образно говоря, Земли Обетованной.
И все это действительно так. Разве что за исключением одного очень важного…
За исключением того, что внутри нас живет еще и Моше Рабейну!
А вот его-то голос звучит ободряюще: «Эй, давай, давай, действуй наконец!» Моше говорит: «Да, это правда, сейчас ты можешь быть рабом, но завтра тебя никто и ничто не обязывает оставаться тем же, кем ты был сегодня. И вообще ты был создан совсем не для того, чтобы строить песочные замки. О, нет, мой дорогой! Ты достоин служить Всевышнему, причем не где-то, а в стране, которую Он обещал! Просто взгляни чуть выше привычного — и увидишь это место на горизонте. А если поверишь в себя, тогда ты можешь быть и спасен».
И это правда. Однако…
Однако голос Моше прерывист – ведь, как мы знаем, этот великий человек страдал от заикания. Порой он говорит так тихо и неразборчиво, что мы его просто не слышим. А раз его слова пролетают, не затронув нас, не будучи расслышанными, то как начать меняться? И если мы не изменимся, то как обретем свободу?..
Судя по всему, мы все-таки обречены быть такими, какие и есть сейчас, незначительными, бледными версиями самих себя – в отличие от того идеального образа, который Бог задумал для нас, когда вдыхал в нас жизнь. В общем, из-за собственной глухоты мы лишаемся достойной перспективы.
Что ж, болезненно это осознавать, но, увы. И все же…
И все же даже самый тонкий и тихий звук можно расслышать, если искренне этого захотеть. Если уметь сохранять внутреннюю тишину достаточно долго. Тогда даже самые тихие слова заикающегося человека прозвучат по-настоящему впечатляюще, тем более если они истинны. А мы прекрасно понимаем, что это истина, когда слышим их. И узнаем этот голос, который возвышает, а не подавляет.
Когда вы его слышите, откуда ни возьмись берутся силы прислушаться к этому зову!
И это абсолютная правда.
Иногда путь к спасению невозможен без наших собственных усилий. И море все никак не расступается. Поэтому надо быть готовым наконец броситься вперед вопреки всему и поплыть, чтобы достичь другого берега и совсем другой жизни.
Но бывает, что суть происходящего не так уж очевидна, а внутри звучат голоса то героя, то злодея…
И Египет, из которого необходимо выйти, порой уж точно именно внутри нас, а значит, для спасения необходимо отыскать новый способ существования.
Что у нас на самом деле есть всегда, так это тот или иной выбор и, в частности, к кому же прислушаться — к фараону или к Моше.
Остаться в рабстве или обрести спасение.
Только мы сами решаем, рвануть наконец вперед или замереть на месте и где, в конце концов, находится наша истинная цель.
Это та непреложная истина, у которой нет никаких «но».