Что такое цараат кожи?
Цараат кожи – это заболевание, выражающееся в белых пятнах на коже человека. Цараат, описанная в Торе не похожа на известную в наши дни проказу (лепру). Подробнее об этом читайте тут.
Законы цараат кожи
Если еврей замечал на своей коже белые пятна любого оттенка (от ярко-белого до цвета яичной скорлупы), он должен был обратиться к коэну для осмотра. Коэны были экспертами в определении цараат. Если коэн диагностировал цараат, человек объявлялся мецора (прокаженный).
Коэн признавал человека нечистым при наличии одного из двух признаков:
1. Белые волоски. Если на пораженном участке кожи обнаруживались два белых волоска, коэн объявлял человека нечистым.
2. Михья. Михья представляет собой здоровый, не затронутый болезнью участок кожи, находящийся внутри пораженной области. Если в центре пораженного участка обнаруживался островок здоровой кожи размером с зернышко крупы или больше, человек объявлялся нечистым.
Если на белых пятнах не было ни двух белых волосков, ни михья, коэн помещал больного на семь дней в дом вдали от других жилищ. Такой мецора назывался мусгар (закрытый). Если за это время белые пятна увеличивались или появлялся один из вышеупомянутых признаков (волоски или михья), человека объявляли нечистым и изолировали.
Если ни один из этих признаков нечистоты не обнаруживался, коэн помещал больного на дополнительные семь дней изоляции (за исключением ситуаций, когда цараат располагалась на заживающей ране, о чем будет сказано ниже). Если по истечении этого срока симптомы болезни по-прежнему отсутствовали, а пораженная область не увеличилась в размерах, человек объявлялся чистым.
При каждом обследовании два признака могли сделать человека чистым. Появление любого из них прекращало изоляцию:
1. Если после периода заключения цараат распространялась на все тело человека с головы до пят.
2. Если при осмотре коэн замечал, что пятна стали темнее яичной скорлупы, уменьшились в размерах или исчезли.
Шхин и Михва
Если у человека была рана на коже, и кожа отслоилась из-за этой раны, то цараат, которая появится на этом месте, будет иметь статус шхин или михва, и будет облучаться некоторыми законами от обычной цараат. Является ли такая цараат шхин или михва, которая может появиться на этом месте, зависит от причины возникновения раны (смотри ниже).
Михва (ожог)
Если рана была вызвана воздействием огня, например, человек обжегся углем, горячей золой, раскаленным железом, камнем или чем-то подобным, то цараат, которая появится на этом месте, будет называться «михва«.
Шхин (язва)
Если же рана возникла не от огня, а, например, от удара камнем, деревом и тому подобным, или была вызвана кожным заболеванием, таким как лишай, экзема или воспаление, то цараат на этом месте будет называться «шхин».
Стадии заживления и ритуальная чистота
- Свежие раны
Пока шхин и михва являются свежими ранами, они вообще не могут быть признаны ритуально нечистыми из-за цараат. - Полностью зажившие раны
Если шхин и михва полностью зажили и исцелились, даже если на их месте остался шрам и кожа отличается от остальной, то в отношении цараат они приравниваются к обычной коже тела. Такие участки могут стать ритуально нечистыми по трем признакам цараат, и для них требуется изоляция на две недели, как обычная цараат. - Начало заживления
Если шхин и михва начали заживать, и на них образовалась корочка, напоминающая чесночную шелуху, то такое состояние называется «царевет а-шхин» (воспаление язвы) или «михият а-михва» (воспаление ожога). Они могут стать ритуально нечистыми только по двум признакам: появлению белых волос или распространению поражения. В этом случае требуется изоляция сроком на одну неделю.
Отличие шхин и михва от обычных видов цараат
Шхин и михва отличаются от цараат (проказы) на обычной коже тремя моментами:
- В отношении карантина. Они не требуют двух недель карантина. Только если коэн (священник) поместил человека в карантин, и в конце недели не появился признак нечистоты в виде белых волос или распространения, то коэн объявляет его чистым.
- К ним неприменим признак нечистоты в виде здоровой плоти (михья), поскольку михья означает наличие живой плоти в пораженном месте, а шхин и михва — это не здоровая плоть.
- Вид пораженного места не объединяется с обычной кожей ни в отношении размера, ни в отношении распространения. Если было поражение размером с половину гериса (мера площади) на шхин или михве, и поражение такого же размера на коже, даже если большая часть на шхин/михве, а меньшая на коже, они не складываются до размера гериса, чтобы считаться нечистым. Также, если было поражение размером в герис на шхин/михве и распространилось на кожу, это не считается распространением. И если было поражение в герис вне шхин/михвы и распространилось на шхин/михву, это тоже не считается распространением.
Цараат на проплешине
Если у человека была проплешина на голове или в бороде и на ней появлялись белые пятна, эти пятна также должны были быть показан коэну. Коэн объявлял его нечистым, если замечал на белом пятне два коротких золотистых волоска. Если таких волосков не было, то человек подвергался недельной изоляции.
Его объявляли нечистым, если к концу недели появлялся один из следующих признаков:
- Два золотистых волоска на проплешине.
- Увеличение белых пятен.
Если ничего этого не было, то человека изолировали на вторую неделю и потом искали у него те же самые признаки. При их отсутствии он считался чистым.
Цараат на облысевшем затылке (темени)
Белые пятна, появившиеся на полностью облысевшем затылке (темени), также требовали осмотра. Коэн объявлял человека нечистым, если обнаруживал один из признаков:
- Расширение белых пятен.
- Возникновение язвы на пораженном участке.
Законы о недельной или двухнедельной изоляции применялись также и здесь, как и при всех вышеупомянутых видах цараат.
О законах, связанных с человеком, пораженным цараат (мецора) и о его очищении читайте тут.