Как изменить свою жизнь?
Я правда очень хочу измениться. С чего мне начать? Стоит ли прекратить резко прекратить заниматься саморазрушением или я должен сосредоточиться на том, чтобы позитивное поведение наполняло мою жизнь постепенно?
Мои привычки в еде просто ужасны. Мне следует сразу поставить крест на всей сладкой и жирной пище (ведь какой смысл есть овощи, запивая их кока-колой?), или правильнее было бы вводить брокколи и салатные листья в свой рацион поэтапно?
Я хочу написать книгу. Должен ли я немедленно прекратить все, чем занимаюсь, и посвящать каждую минуту ближайшего года этой задаче, или эффективнее будет сосредоточиться на работе над книгой ежедневно в течение 10 минут?
Я хотел бы выбраться из поглотившей меня духовной тьмы. Я могу приложить все усилия, чтобы остановить поток негатива. Но, может быть, важнее будет признать, что пока я не могу полностью остановиться и лучше попробую направить свою энергию на то, чтобы понемногу добавлять в свою рутину продуктивность?
Очевидно, что ни один из этих вариантов не состоятелен сам по себе, и в большинстве случаев нам нужно использовать обе тактики в тандеме. Но есть определенная возможность для обсуждения того, на чем именно сосредоточить наши усилия.
Этот вопрос лежит в основе талмудического спора о количестве огней, зажигаемых в каждый вечер Хануки.
Дом Шамая говорит, что в первый день мы должны зажигать восемь свечей, а затем постепенно уменьшать их количество. Но в Доме Гилеля считают ровно наоборот: в первый день нужно зажигать одну свечу, и с каждым днем прибавлять еще и еще.
Сказал Ула: об этом спорят мудрецы Амораим на Западе (в Земле Израиля, находящейся на Западе по отношению к Вавилону, где был записан этот Вавилонский Талмуд): рабби Йоси бар Авин и рабби Йоси бар Звида. Один из них сказал: принцип, которым руководствуются мудрецы дома Шамая, таков: количество свечей должно соответствовать количеству оставшихся дней праздника, а принцип мудрецов Дома Гилеля противоположный: количество свечей должно соответствовать количеству прошедших дней праздника. А другой из вышеупомянутых мудрецов Амораим сказал: принцип мудрецов Дома Шамая таков: порядок зажигания ханукальных свечей должен соответствовать порядку жертвоприношения быков в праздник Суккот (то есть по убывающей: в первый день Суккота приносят в жертву 13 быков, во второй 12 и т.д.). А принцип мудрецов Дома Гилеля таков: «в том, что касается святости, следует повышать уровень или символизирующее его число, а не понижать».(1)
Согласно Шамаю, мы начинаем с зажигания восьми свечей в первую ночь, а затем каждую ночь уменьшаем общее количество свечей на одну. Гилель утверждает, что мы должны начинать с того, что зажигаем одну свечу, а затем каждый день увеличиваем их число, пока не зажжем наконец полную ханукию в восьмую ночь. Галаха, еврейский закон, следует за мнением Дома Гилеля. Почему в этом вопросе возникла разница во мнениях? Давайте рассмотрим еще одно объяснение:
Шамай говорит, что количество свечей должно уменьшаться в соответствии с числом быков, приносимых в жертву в Храме в Суккот. Гилель обосновывает обратное мнение тем, что мы должны увеличиваться в святости, а не уменьшаться. Это требует дополнительного объяснения. Если следовать логике Гилеля, то почему тогда Тора приказывает нам уменьшать количество жертвенных быков? Разве это не противоречит его принципу, что мы должны расти в святости? И что касается Шамая, получается, что он не согласен с принципом увеличения святости?
Если присмотреться, разница подходов Шамая и Гилеля заключается в том, с именно чего следует начинать.
Шамай говорит, что первое, что вы должны сделать в борьбе со своим злым началом — полностью от него отойти. Когда вы действительно хотите одолеть его, робкие детские шаги не помогут. Вы должны перестать сомневаться. Необходимо сказать себе: «Я никогда больше не сделаю этого». Если ваша проблема в чрезмерном употреблении алкоголя, нет смысла торговаться, говоря: «Сегодня я возьму только три коктейля вместо привычных четырех» — так вы никогда не выиграете. Идти в правильном направлении небольшими шагами, как утверждает Шамай, сродни строительству замка из песка на пляже: он будет смыт первой же волной бушующего моря.
Поэтому, говорит Шамай, в первую ночь Хануки вы должны зажечь все свечи сразу, потому что вам необходимы все возможные источники энергии для борьбы с темнотой. Однако есть и хорошая новость: завтра вам будет немного легче. Вы уже ослабили зло в первую ночь, поэтому во вторую света потребуется меньше, поэтому во вторую ночь вам понадобится лишь семь свечей и так далее. И в конце концов, к концу праздника вы полностью развеете тьму, и вам не понадобится дополнительный свет в качестве оружия или защиты.
Гилель же говорит иначе: Забудьте про зло, не думайте о нем.
Возможно, во времена Храма у нас и была достаточная духовная сила, чтобы с головой нырнуть в сражение с тьмой, и поэтому жертвоприношения Суккота с каждым днем становились все меньше. Однако в изгнании, когда мы оказались лишены духовной поддержки Святого Храма, нам нужна новая стратегия.
Сейчас нам важно сосредоточиться именно на позитивных действиях в нашей жизни.
Не беспокойтесь о тьме, не концентрируйтесь на ней; просто сделайте один небольшой шаг в правильном направлении. Просто зажгите одну маленькую свечу. Ничего страшного. У вас все получится. Каждый может это сделать. Ключ к успеху заключается в том, что завтра вы добавите еще одну свечу. А послезавтра еще одну. Важен пусть небольшой, но последовательный духовный рост. и прежде чем вы это осознаете, ваша ханукия уже будет зажжена полностью.(2)
И поэтому даже вне контекста Хануки, в нашей собственной жизни и с нашей собственной личной борьбой, постоянно делая даже небольшие, но уверенные шаги к переменам, можно прийти к большому успеху и наполнить свою жизнь светом.
Сноски
- Талмуд, Шабат 21b.
- Игрот Кодеш, том 1, стр. 79.