Почему Йеошуа?
В недельной главе Пинхас приводится молитва, с которой Моше обратился к Творцу. Он попросил: «Да назначит Бог… человека над обществом, который выходил бы перед ними и который входил бы перед ними, и который выводил бы их, и который приводил бы их, чтобы не было общество Бога, как стадо, у которого нет пастуха» (Бемидбар, 27:16-17).
Наши мудрецы комментируют: Моше надеялся, что его место займет один из его сыновей. Однако Всевышний ответил ему, что уже избрал будущего лидера, и, хотя сыновья Моше так же мудры, как его ученик Йеошуа, «возьми себе Йеошуа, сына Нуна, человека, сильного духом, и возложи на него руку твою» (27:18).
Предпочтение было отдано ученику Моше из-за его исключительного стремления усердно изучать Тору.
От всего сердца
Моше исполнил повеление Творца с одним небольшим нюансом – несмотря на то, что Всевышний повелел ему возложить на Йеошуа одну руку, он от всего сердца возложил на его голову обе руки, как сказано: «И возложил руки свои на него» (27:23).
Моше принял выбор Всевышнего с радостью в сердце и назначил Йеошуа своим преемником, не испытывая горечи из-за того, что ни его сыновья, ни племянники преемниками его не стали.
Мидраш приводит в этой связи такую притчу. Царь повелел своему домочадцу дать его другу сеа (мера объема) от урожая, однако он дал тому две сеа, сказав: «одна сеа – от царя, а другая – от меня».
Цена доброжелательности
Сказано в книге Мишлей (22:9): «доброжелательный будет благословен». По мнению мидраша, это относится к Моше.
В Пиркей Авот (2:10) приводится мнение раби Элиэзера, согласно которому именно доброжелательность – это то качество, что больше всего помогает человеку укрепиться в том, чтобы следовать в жизни и во всяком деле правильным путем.
Также в Пиркей Авот (5:19) сказано, что доброжелательность одно из трех качеств, принципиально отличающих учеников нашего праотца Авраама от учеников злодея Бильама – ученики Авраама доброжелательны, тогда как ученики Бильама завистливы.
Рассказывают, что как-то спросили рава Авраама Гроджинского, почему он выбрал в мужья своей дочери раби Хаима Крайзверта, а не кого-то другого из своей ешивы, где были десятки весьма одаренных и знающих юношей. И он ответил, что увидел в нем замечательное качество – доброжелательность, и, поскольку это одно из самых важных качеств в человеке, выбор пал на него.