Душа, или нешама, — это личность. Это то самое «я», которое обитает в теле каждого человека и функционирует через него. Без души тело похоже на лампочку без электричества, компьютер без программного обеспечения, скафандр без космонавта внутри. Зато с ее появлением оно приобретает жизнь, зрение и слух, мысли и речь, разум и эмоции, волю и желание, личность и идентичность.
Душа есть у всего
По правде говоря, «душа» есть не только у человека, но и вообще у каждого творения этого мира. Душами обладают животные, растения и даже, как нас привыкли учить, “неодушевленные” предметы: у каждой травинки и каждой песчинки есть душа. Не только жизнь, но и сам факт существования какого-либо объекта требует, чтобы его душа поддерживала «искру Божественности», которая непрерывно наполняет содержащий ее объект жизненной силой и значением. Душа — это не просто двигатель жизни; она одновременно является причиной существования каждого отдельного творения, его смыслом и конечной целью. Она представляет собой его внутреннюю идентичность.
Если провести аналогию между нашей душой объекта и «душой» музыкальной композиции — то есть видением мелодии композитором, которое заряжает ее энергией и оживляет ноты, — то эти самые ноты будут подобны телу, выражающему своими действиями видение жизни душой. А каждая душа — это, в свою очередь, выражение определенного намерения Бога и Его взгляда на создание этого конкретного существа.1
Пять уровней
Но именно человеческая душа является самой «сложносочиненной» и имеет самый высокий уровень. Наши мудрецы говорили: «Ее называют пятью именами: нефеш (душа), руах (дух), нешама (дыхание), хая (жизнь) и йехида (единственность, особенность)».2
Мудрецы объясняют, что эти пять «имен» на самом деле представляют не что иное как пять уровней или измерений души. Нефеш — это душа как двигатель физической жизни. Руах — это эмоциональное «я» и человеческая личность. Нешама — интеллектуальное «я». Хая — сверхрациональное «я», местонахождение воли, желания, преданности и веры. И, наконец, йехида означает сущность души — ее единство с Божественным Источником, единственную и особенную сущность Всевышнего. Ибо суть человеческой души является буквально частью Бога, чем-то Свыше3 — так сказать, частичка Бога в нас.
Две души
Мудрецы говорят о двух разных душах, которые оживляют человека: «животной» и «Божественной». Животная душа движет нашим стремлением к самосохранению и самосовершенствованию (в этом она напоминает души всех остальных творений). Но только человек отличается тем, что у него есть и Божественная душа — душа, движимая желанием воссоединиться со своим Источником.
Наша жизнь — это непрекращающаяся череда состязаний и взаимодействия между этими двумя душами, когда мы боремся за то, чтобы уравновесить и примирить наши физические потребности и желания с духовными устремлениями, эгоцентричные побуждения с тягой к альтруизму. Однако эти две души не находятся «бок о бок» внутри тела; скорее, Божественная душа заключена внутри Животной подобно тому, как Животная душа заключена в теле. Это говорит о том, что Животная душа тоже оживляется «частью Бога», заложенной в ней. Получается, что две души человека находятся в постоянном конфликте друг с другом, но при этом по сути они отлично сочетаются.4
Выбор
Божественная сущность человеческой души — это то, что отличает человека от всех других творений, даже от ангелов. Конечно, ангел представляет из себя более духовное существо, но именно о человеке сказано, что он создан по образу и подобию Всесильного.5
Ни одно другое творение не наделено истинной свободой выбора — творение по определению воплощает только то, что его создатель в него вложил; это его природа, и потому каждая его склонность и каждое действие будут продиктованы этой природой. Только в человеческую душу Создатель вложил частичку Своей Сущности. Таким образом, человеческая душа является единственным действительно «сверхъестественным» созданием (кроме Творца) — то есть существом, что не ограничено своей собственной природой. Существом, которое может превзойти само себя. Существом, которое способно не просто определенным образом выражать реакцию на стимулы окружающей среды но и воздействовать на нее. Существом, чьи решения и действия действительно имеют значение.
Зачем нужна физическая жизнь?
Душа образуется «в утробе» духовных сфер, где обретает свою особую идентичность и миссию. Чтобы выполнить эту миссию, она отправляется в физический мир, мир действий, заключается в Животную душу и оснащается телом. Здесь Божественная Душа постоянно проходит испытания в виде необходимости правильно направлять противоречивые потребности и желания Животной души. На этой арене скрытой от глаз истины и постоянных испытаний душа может полностью проявить и реализовать свою Божественную силу.6
Руководство и воспитание
Спускаясь в наш мир, душа снабжается компасом и путеводителем, чтобы иметь возможность справиться с проблемами физической жизни и ресурсами для ее поддержания. Тора — это и есть путеводитель, данный нам Всевышним. Это «план творения», который направляет и наставляет душу относительно ее миссии в жизни. Кроме того, Тора также является «пищей для души»: изучая ее, душа поглощает и усваивает Божественную мудрость и получает Его энергию, необходимую для того, чтобы продолжать свою миссию и успешно преодолевать испытания.
Заповеди
Исполнение заповеди — это поступок, связывающий нас с Богом. Каждый раз, когда душа с помощью тела совершает заповедь — жертвует монету на благотворительность, надевает тфилин, зажигает субботние свечи — она действует как «партнер Бога в творении мира» и увеличивает Божественное присутствие на земле.
Заповеди — это физические действия, поэтому душа может совершать их только в то время, когда спускается в физический мир и соединяется с телом и Животной душой. Таким образом, продолжительность ее физической жизни — единственная возможность для души выполнять заповеди. Все, что приходит до и после физического воплощения, является лишь предисловием и продолжением великих и возвышенных моментов, произошедших с душой в нашем мире — то есть ее действий, направленных на объединение Божественного с мирским.
Жизнь после жизни
По завершении своего физического жизненного пути душа возвращается в свое исключительно духовное состояние. Теперь она больше не может исполнять заповеди, но все многочисленные благочестивые поступки, совершенные ей в течение физической жизни, поднимают ее до таких духовных высот, о которых она не могла себе даже представить до своего воплощения.
Эти заповеди подобны семенам, которые, попадая в почву (в физический мир), укореняются в ней, растут и размножаются, способствуя тому, что скрытый в них потенциал пробуждается и растение поднимается все выше и выше над землей.
Кроме того, возвышают душу и те добрые дела, которые после смерти ее тела совершают в физическом мире другие люди в заслугу усопшего.
Будущий мир
В конечном итоге однажды душа снова воссоединится с телом. В эпоху Машиаха произойдет воскрешение мертвых, которое приведет к объединению грядущего мира с физической реальностью, как сказано: «Уничтожит Он смерть навеки».7
В будущем мире все творения будут полностью и беспрепятственно отражать бесконечность и совершенство своего Создателя, а физическое превзойдет конечность и смертность, которые определяют его сейчас, пока мы живем в этом несовершенном мире.
Так пусть же мы удостоимся, чтобы это благословенное время наступило в скором времени, в наши дни!
Сноски
- Симон Якобсон в своей книге “На пути к осмысленной жизни”.
- Мидраш Раба, Берешит, 14:9.
- Тания, гл. 2.
- Тания, гл. 1-12 и другие.
- Берешит, 1:26-27.
- Согласно учению рабби Шнеура Залмана из Ляд.
- Йешаяу, 25:8.