Вопрос:
Уважаемый рав!
Недавно я прочитал статью о том, что одна крупная еврейская община, пользуясь проводами и нитками, хочет создать эрув, который позволит им спокойно ходить друг к другу в гости в Шаббат по всему району, не боясь приносить с собой угощение. Эта идея была кратко описана как некая «юридическая лазейка», созданная мудрецами Талмуда.
Если честно, я несколько смущен после прочитанного. Если Тора ясно говорит, что в Шабат запрещено выносить что-либо из дома на улицу, то как на это могут повлиять несколько едва заметных проводов?
Ответ:
Вы задаете очень хороший вопрос, который не перестает быть актуальным уже много поколений. Почти 900 лет назад великий средневековый мыслитель и поэт рабби Йеуда а-Леви (1080–1141) писал о затронувшем разные темы иудаизма диалоге между еврейским мудрецом и хазарским царем, в котором, среди прочего, речь идет и на эту тему.1
Но прежде чем мы сможем понять, почему эрув вовсе не является никакой лазейкой в законе Торы, запрещающем ношение, давайте для начала разберемся, почему и где в первую очередь запрещено переносить предметы в Шабат.
Суть запрета
Итак, одно из 39 запрещенных в Шабат действий — переносить что-либо на расстояние больше четырех локтей (примерно 2 метров) в пределах общественного владения. Это также включает в себя и передачу вещей из частного владения в публичное и наоборот.2 В этом контексте понятия «частного» и «общественного» имеют мало общего с тем, как мы привыкли их понимать — дело не в фактических владельцах этих пространств и не в их свойствах и функциях.
«Частное владение» — это закрытая зона. «Общественное владение», как правило, определяется как незамкнутая оживленная улица или большое пространство, которое регулярно используется населением, а так же имеет ширину не менее 16 локтей (около 8 метров). Некоторые считают, что для получения этого статуса по такой улицепространству регулярно должны проходить не меньше 600 000 человек.3
Теперь, если появится разрешение переносить что-то в пределах открытых пространств, которые совместно используются большим количеством людей, но при этом сами по себе не являются публичными владениями, то, скорее всего, возникнет путаница. И именно для того, чтобы не ошибиться в этом вопросе, раввины расширили запрет на ношение в целом, распространяя это правило на все районы, которые не огорожены и не находятся в частной собственности.
Это постановление мудрецов обеспечивает четкое разграничение, которое позволяет избежать путаницы и предотвратить нарушение закона Торы. Такая «будто бы общественная» зона называется кармелит.4
Исключения из правила
Чтобы иметь возможность носить что-либо с собой, вам понадобится не только эрув, но и цурат а-петах. Слово эрув, как и в случае с эрув тавшилин,5 на самом деле относится к еде, которая в данном случае служит для символического превращения общественной зоны в область, принадлежащую одному домохозяйству (мы объясним это чуть позже).
Цурат а-петах — это ряд конструкций, которые делают некую область закрытой. Это некая символическая ограда в форме дверного проема, которая образует в нужном месте своеобразную перегородку. Базовая форма цурат а-петах состоит из двух столбов с соединяющей их сверху перекладиной («притолокой»). Роль такой притолоки может играть доска или даже веревка, натянутая между столбами.
Вместе эрув и цурат а-петах даруют владению статус частного. Территория, покрываемая эрувом, часто бывает достаточно большой, чтобы включать в себя целые кварталы с жилыми домами и синагогами, что позволяет переносить необходимые вещи между ними в Шабат, так как человек формально не покидает частную собственность.
Но как воссоздать необходимое ограждение целиком, чтобы оно отделяло целый район от окружающего его общественного владения?
Если область, которую нужно сделать частным владением, включает общественную зону (как в примере целого района), то она должна быть окружена реальными стенами или естественными барьерами. Но если речь идет об установленной мудрецами категории кармелит, в которую попадают многие районы, то в этом случае ограждение может иметь много дверных проемов, оставляя большие открытые пространства. По сути, это своего рода «стена», которую мы создаем с помощью проводов и столбов; столбы — это дверные косяки, а кабели, натянутые над ними, — перекладины.
Рабби Йеуда а-Леви объясняет, что помимо предоставления евреям дополнительной возможности насладиться Шабатом, наличие несложного способа сделать кармелит частным владением является очень важным моментом, необходимым, чтобы провести различие между запретом мудрецов и запретом Торы относительно ношения в Шабат.6
Настоящий эрув
Но одних стен недостаточно. Чтобы территория стала частной, она должна принадлежать одному домохозяйству или организации.
Это условие возникло при царе Шломо, который предвидел, что если людям будет разрешено переносить в Шабат в общественных местах, пусть и в закрытых пространствах, это приведет к путанице, и детали закона будут забыты или искажены. Талмуд пишет, что после того, как царь Шломо принял это постановление, раздался голос с Небес, провозгласивший глубокую мудрость этого дополнения.7
Чтобы символически объединить несколько семей в одно домашнее хозяйство, царь Шломо и его суд установили концепцию эрувей хацерот, согласно которой каждый житель этого района приносит небольшое количество какой-то еды на “общий стол”, и в Шабат собранная еда хранится в одном из домов. Поскольку таким образом все жители района используют этот дом для своих целей, он как бы становится их совместным имуществом и весь окружающий его район превращается в частное владение. Теперь это — одно домашнее хозяйство.
Понятие «эрув хацерот» буквально переводится как «смешение дворов», поскольку цель этого сбора пищи в том, чтобы объединить все дворы района в один.8
Не пытайтесь повторить это самостоятельно
Важно помнить, что создание эрува является одной из наиболее сложных областей еврейского права. Ведь сама по себе та причина, что конкретная область окружена столбами и проводами, вовсе не обязательно позволяет переносить в Шабат что-либо на ее территории. Многие столбы и провода не считаются дверными проемами, а многие области являются полноценными общественными владениями (а не просто кармелит) и не могут быть включены в зону эрува. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы за созданием зоны муниципального эрува следил знающий все тонкости данного вопроса раввин.
Среди всех других технических деталей конструкции, которые должен будет проработать этот экспертный раввин, ему необходимо выяснить, является ли данный район зоной кармелит.
Так что, учитывая все многообразие деталей и проистекающих законов, эрув хацерот не только нельзя назвать лазейкой, но и придется признать, что это неотъемлемая часть свода правил, установленных мудрецами.
Важно помнить:
1) Эрув позволяет переносить только те предметы, которые разрешено использовать в Шабат (не мукце) и которые действительно необходимы для целей этого святого дня.
2) По мнению многих авторитетов в области еврейского закона, невозможно создать кошерный эрув для многих городских районов, даже если по улицам регулярно проходит поток менее, чем 600 000 человек.
Кроме того, если уж на чистоту, то ограждения для эрува, которые ставят вокруг целых городов, разрешены лишь в соответствии с более снисходительными мнениями мудрецов, которые приняты далеко не всеми общинами. Поэтому с точки зрения закона каждый еврей должен быть предельно осторожен в вопросах эрува.
3) Считается, что эрув следует устанавливать только представителям тех общин, раввины которых считают, что это несомненно будет способствовать более тщательному соблюдению Шабата, а не тому, что люди, наоборот, будут чувствовать себя более свободно, что может, не дай Бог, привести к ряду нарушений.
Кроме того, желательно, чтобы эрув не покрывал территорию целого города, потому что люди должны видеть разницу и четко знать, что есть определенные места, в которых переносить в Шабат запрещено. Если допустить, что во всем городе будет разрешено носить, люди привыкнут к тому, что можно на эту тему в Шабат не задумываться, и будут продолжать так поступать даже там, где эрува уже не будет.
Сноски
- Кузари, 3:50.
- См. Шулхан Арух, Орах Хаим, 346:1.
- Там же, 345:7.
- Там же, 345:14.
- Подробнее об этом читайте в статье “Эрув Тавшилин — законы приготовления пищи в праздник, который выпадает на пятницу”.
- Кузари, 3:51.
- Талмуд, Шабат, 14б.
- Следует отметить, что процедура эрув хацерот действительна только для тех евреев, которые верят в силу эрува. Следовательно, для того, чтобы можно было все это осуществить, нужно арендовать всю территорию выбранного района у всех неевреев и светских евреев, которые проживают в этом будущем “частном владении”.
Это так же может быть сделано через высокопоставленного чиновника в местном правительстве, такого как мэр или руководитель округа (подробности того, как именно все это работает, достойны отдельной статьи). См. Шулхан Арух и Шулхан Арух а-Рав, Орах Хаим, 382: 1 и 385: 1–4.