В Торе огромное значение придается порядку изложения информации, и, если один отрывокнаходится рядом с другим, это, как правило, говорит о глубокой связи.
Недельная глава Мишпатим посвящена, кроме прочего, уголовному и административному праву. Кражи, увечья, похищения, некоторые основы имущественных законов. Прошлая недельная глава, Итро, закончилась на Десяти Заповедях и повеления о жертвеннике. Мудрецы объясняют — две эти темы связаны. Во-первых, сообщить нам, что судьи должны находиться в Храме. Не все конечно, а только Санэдрин (Синедрион) — высшая судебная инстанция еврейского народа, решающая вопросы общенациональной важности.
Во-вторых, дело как всегда в приоритетах. Согласно Рамбану (Нахманиду), глава Мишпатим логически вытекает из Десяти Заповедей, а точнее из «не возжелай», одного из важнейших запретов иудаизма. Как можно бороться с собственным сердцем? Иногда хочется и все.
Мы все прекрасно понимаем, что нельзя брать чужое. Что нехорошо грабить банки, обманывать партнеров, воровать электричество и сливать бензин. Даже вынос из отелей полотенец для большинства — моветон.
Но полное понимание приходит не всегда. Само понятие «свое-чужое» терпит определенные серые зоны, в которых иногда проявляются пробелы в наших знаниях. Можно ли без спроса взять чужие солнечные очки? Разумеется, с возвратом, до того, как они понадобятся хозяину. Покататься на чужой машине с оплатой бензина, масла и амортизации? Можно ли поговорить по чужому телефону? У владельца все равно безлимит. А если не безлимит, но свои пять тысяч минут в месяц он в жизни не выговорит, даже при помощи жены и трех ее подружек?
Допускается ли парковаться на чужом месте? И что определяет «чужое» место? Есть люди, уверенные, что право парковаться у подъезда дано им Богом. Богом дворов, конечно.
Является ли нарушением имущественных прав подглядывание в чужое окно? Допускается ли проход без очереди? Объезд пробки по обочине? Можно ли ударить человека, если он сам попросил? Или напросился… Правильное отношение к чужим здоровью, жизни, вещам является продуктом правильного имущественного мышления.
На все без исключения вышеупомянутые вопросы Тора дает исчерпывающие ответы. Необходимо задуматься об этом, изучить эти темы на уровне принципа, а не только в рамках акции «спроси раввина», хотя это тоже, конечно, полезно.
Для того, чтобы не возжелать, для чистого, незамутненного, без зависти, мышления, нужны четкие границы. И эти границы начинаются не с «мне кажется», «наверное, это нормально», «а почему нет?». Они начинаются с четких правил, по которым должен жить и смотреть на окружающий мир каждый еврей. Знание правил определяет сознание, сознание определяет мышление.
Поэтому сразу после Десяти Заповедей следует имущественный кодекс. Потому что правильное мышление дорогого стоит.
Шаббат шалом!
Элиэзер Райхман