Дарование Торы. Еврейский народ стоит у горы Синай. Такое серьезное событие требует основательной подготовки.
Нам уже показали, что происходит, когда евреи учат Тору не так основательно, как могут — по этой причине еврейский лагерь подвергся нападению Амалека. Но это не единственный урок, усвоенный евреями.
Урок номер два: «все как один, все — единым сердцем». Абсолютное национальное единство. Объединить может только общая цель — и впервые в нашей истории такая цель появилась. Тора. Сказанное верно и в обратном порядке: чтобы достичь единства, необходимо поставить Тору выше личных и политических интересов.
И, наконец, третий урок: умение доверять. Основным элементом получения Торы было «наасе венишма»: согласие исполнять повеления Б-га, данное до того, как евреи узнали. Узнали, что, собственно, это за повеления. Это знак доверия Б-гу, наш своеобразный знак качества. Ведь если задуматься, мы и сейчас многого не знаем о Торе, не понимаем скрытого смысла, не разбираемся в тайнах Торы. Но твердо знаем: Тора — это лучшее, что с нами случалось.
Человек становится готов к постоянным отношениям, когда найдет себя, преодолеет кризис идентичности и, как следствие, научится доверять, раскрываться партнеру без страха потерять свою личность. Мудрецы сравнивают Дарование Торы со свадьбой Б-га и еврейского народа. Шестое сивана это день, когда евреи научились доверять Б-гу. Это день, когда каждый из нас может найти себя в Торе, понять, где он находится в системе координат служения Вс-вышнему. Где его место, именное место участника жизни, полной Б-га.
Личность народа была определена три тысячи триста двадцать девять лет тому назад. А в Шавуот каждый может определить свою личность — как еврея. В первую и единственную очередь.
Шабат шалом!
Хаг самеах!
Рав Элиэзер Райхман